Павел Рыженко. Муравейник. 2004
Все в большей мере современный христианский мир открывает и признает,
что существенные элементы молитвенной жизни христианина, церковного
устроения, христианской этики имеют корни в православно-аскетической
традиции.
Но в известном смысле такой научный аспект является только внешним: исихазм и византийское наследие выступают здесь лишь как объект изучения. Есть, однако, и многие стороны исихазма, делающие его ценным и актуальным в самом его существе, внутреннем содержании. Все в большей мере современный христианский мир открывает и признает, что существенные элементы молитвенной жизни христианина, церковного устроения, христианской этики имеют корни в православно-аскетической традиции, и сегодня эта традиция продолжает быть важным фактором в сохранении устоев христианского существования, христианской нравственной дисциплины и строя личности, движимого устремлением ко Христу. Здесь ценность и значение исихазма выходят за рамки православия. Еще в постановлениях Второго Ватиканского собора говорилось, что «на Востоке процветала иноческая духовность <…> которая стала своего рода источником латинских религиозных учреждений», то есть, если продолжить, и источником действующего устроения латинской Церкви. Папа Иоанн Павел II в энциклике «Свет с Востока» указывал на общехристианскую ценность самого принципа священнобезмолвия, на котором стоит исихазм. В энциклике утверждалось: «Все мы нуждаемся в таком молчании, преисполненном ощущения благоговейного присутствия. <…> Все, верующие и неверующие, нуждаются в том, чтобы научиться такому молчанию, которое позволяло бы Другому говорить <…> а нам понимать Его слово». Благодаря подобным свидетельствам, в современном мире исихазм действенно и успешно служит преодолению антивизантийского мифа. Он признается важною частью фонда непреходящих общехристианских ценностей, которые равно необходимы и в нашей сегодняшней христианской жизни. И это – новый, более широкий, аспект актуальности исихазма.
Этот аспект ведет нас и еще дальше. В суждениях энциклики рядом ставятся верующие и неверующие, за исихазмом тут утверждается не только общехристианская, но и общечеловеческая, универсальная ценность. И современные исследования исихазма обнаруживают в нем все более значительное и разнообразное содержание, обладающее такой ценностью. В числе главных направлений этих исследований – исихастская антропология, раскрывающая, какой образ человека формируется в исихастской практике христоцентрического Богообщения, возводящего к обожению. В восхождении к обожению по знаменитой «райской лествице» исихастского опыта происходит личностное строительство, человек обретает личность и идентичность – конституируется. То есть исихазм реализует определенную парадигму конституции человека – а именно, конституции на пути синергии и обожения, встречи и соединения с Божественными энергиями – и становится, таким образом, школой формирования личности. Важно заметить, что в исихастской практике личность формируется полномерно, не только в индивидуальных, но и в социальных измерениях. На раннем своем этапе, в эпоху египетских отцов-пустынников, исихазм должен был создать основу искусства «умного делания», выработать тонкие методики концентрации внимания и непрестанной молитвы. Эти задачи требуют от аскета полной сосредоточенности на переустройстве «внутреннего человека» и для этого – абсолютного исхода из мира, отказа от всякого участия в социальной жизни. Но далее, с обретением зрелости в духовном опыте, происходит возврат аскета к общению и обществу, в одних случаях ограничивающийся сообществом монахов, но в других – включающий и выход в мирскую жизнь для помощи, научения, совета ближним. Здесь происходит своеобразная «исихастская социализация», при которой исихастские начала вносятся в межчеловеческие отношения, в социальные роли.
Исихастские модели личностного строительства и в особенности исихастские стратегии социализации весьма актуальны и ценны в наши дни. Современная антропологическая ситуация имеет признаки кризиса, ибо человек неуправляемо меняется и многие из происходящих перемен имеют негативную направленность. Человек развивает радикальные и экстремальные тренды, тренды, размывающие его идентичность (как в виртуальных практиках) или стремящиеся вообще отбросить ее (как в практиках, направленных к постчеловеку). В обществе разрушаются устоявшиеся типы и способы социализации, появляются новые, связанные с ведущими современными процессами – глобализацией, компьютеризацией, виртуализацией, – и человек с беспокойством замечает, что эти приходящие механизмы социализации и коммуникации обедняют его личность и его отношения с другими людьми, заставляют его утрачивать человечность. В таких условиях исихастские установки социализации, исихастские личностные практики открывают возможности противостояния кризисным тенденциям. Они способны стать противовесом рискам и вызовам современности – тенденциям виртуализации человека, перехода к постчеловеку, обеднения и формализации общения. И это значит, что исихазм сегодня – это еще и важный духовно-антропологический ресурс византийского наследия.