Сирия, Китай, Корея… далее – везде
Светлана Лурье

Интересы России и Америки не противоречат друг другу, но Россия полезна миру только как самостоятельный полюс силы

Источник: альманах «Развитие и экономика», №7, сентябрь 2013, стр. 170

Светлана Владимировна Лурье – доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН (Санкт-Петербург)

 

С приходом в Белый дом Барака Обамы начали много говорить о том, что мир стал многополярным. Это очередное клише. Точно таким же клише при Джордже Буше-младшем было утверждение, что мир монополярен. Аналитики бездумно повторяют слова, которыми репрезентируют себя главы американских администраций. Но отражают ли эти слова процессы, происходящие в мире?

Десять лет назад Америка, казалось, не знала предела собственной силы и меры своих амбиций. Воюя в Афганистане, она решилась на новую большую войну в Ираке. Впрочем, тогда Америка еще не предполагала, что война будет большой и затяжной. Теперь Америка, вроде бы, готова воевать только с разрешения Совбеза ООН. Но значит ли это, что произошло качественное изменение в ее политике? Скорее произошла смена задач. Мы продолжаем по инерции судить о политике Америки по ее действиям на Ближнем Востоке, между тем основное поле действия американцев сегодня – азиатско-тихоокеанский регион (АТР). Там можно говорить о более четкой тенденции Америки, хотя конкретные шаги только нащупываются. На Ближнем Востоке, переосмыслив план преобразования региона, намеченный еще Джорджем Бушем, США набрасывают контуры будущего рисунка, пробуют свои шаги, ошибаются, пробуют снова…

Мировые державы, может быть, кроме России и Китая, реагируют на внешнеполитические события почти случайным образом. Хотя Франция и Великобритания постоянно напоминают о себе – но не более того, а Германия замкнулась на проблемах Евросоюза (подумывая, как выскользнуть из еврозоны). Китай же оказался в эпицентре мировых трансформаций, будучи волей-неволей вовлеченным в противостояние с Америкой. А Россия включается в эти трансформации добровольно, стремясь самоутвердиться, но порой кажется, что она не вполне отдает себе отчет в их сути.

Так что миром рулит пока Америка, и в еще большей степени, чем при Джордже Буше. При нем была слышна разноголосица, мир был ярким, шли разнообразные внешнеполитические игры, и что бы ни говорили, это был многополярный мир, мир различных точек зрения, мир взаимодействия ценностей, культурного сродства, внешнеполитического диалога. Теперь такая разноликая Европа сникла, только Россия сохранила свой голос. И сейчас ей предстоит решить, как им распорядиться.

Мир стал намного сложнее. Исчезла простая схема войны с терроризмом. Ее рецидивом является только вторжение Франции в Мали, но неслучайно Франция осталась в своем порыве одна. В политической игре с мусульманским миром следует ожидать более запутанной конфигурации и неожиданных развязок. В мире появляются новые факторы, которые ранее никак не ощущались и к которым наша европейская цивилизация пока не может приноровиться. Это, например, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) как культурно-политическая модель. Это фактор северо-восточной Азии, где не просто расположены высокоразвитые в экономическом плане демократические страны Япония и Южная Корея, но все явственнее заявляет о себе треугольник Япония–Китай–Корея как культурная целостность. И уже нельзя сказать, что историческое наследство этих государств – сугубо их проблема: она теперь в значительной степени и наша. Мы не можем упрощенно смотреть на Северную Корею как на государство-изгоя: страна представляет собой вызов величайшей сложности, который мы еще пока вполне и не осознаем.

Россия, правда, может извлечь из северокорейской проблемы солидные дивиденды. Например, благодаря этой проблеме потеряла прежнюю остроту ситуация с европейской ПРО. Недавно Америка пошла на отчаянный шаг. Фактически компоненты ПРО, которые она размещает в Европе, помогут ей в случае угрозы со стороны Ирана. От тех же компонентов (SM-3 IIB), которые были направлены против нас, она все-таки отказалась. Не по доброте к нам идет Америка на такие «жертвы». Ей срочно нужны деньги – очень много денег. Они пойдут на сооружение 14 дополнительных перехватчиков на западном побережье США. Кроме того, Америка ускорит строительство второго радара в Японии. США впервые столкнулись с угрозой, которую считают действительно реальной, и эта угроза исходит от КНДР.

Внешнеполитические игры России и Америки: кто ведет в счете?

Но не в простоте решает Америка свои проблемы с европейской ПРО. Она вовлекает Россию в малопонятные внешнеполитические игры. Россия – может быть, единственная страна, с которой Америка продолжает в них играть. Только выглядят они как-то чересчур изощренно, хотя суть их проста – Америка уступает свои позиции там, где они для нее не имеют принципиального значения. А Россия мудро на эти уступки не реагирует, продолжая гнуть свою линию. Внешнеполитический спектакль предназначен для Европы: нужно вызвать у нее состояние прострации – чтобы меньше активничала. От России же Америка ждет поддержки, но не на том поле, на котором ведет с ней игру, не в сфере разоружения, не на Ближнем Востоке, а в АТР. Пусть логика американцев кажется абсурдной, но нас тем не менее интересует, куда она заведет. Нам важно, чтобы она завела подальше, поглубже, туда, где формируется сама суть будущего мироустройства. Приходится терпеть, что отдельные эпизоды американского внешнеполитического действия кажутся клиничес­кими случаями. История с европейской ПРО – хороший тому пример.

За несколько часов до встречи Сергея Лаврова и Джона Керри 26 февраля в Берлине газета «Коммерсантъ» со ссылкой на компетентные американские источники дала следующую информацию: «Россия и США, похоже, нашли выход из тупика по ПРО. Как стало известно “Ъ”, прорыв может обеспечить обмен между президентами двух стран политическими декларациями, смысл которых – зафиксировать стремление РФ и США сотрудничать в сфере ПРО и не использовать свои потенциалы друг против друга. <…> Для подписания такого документа президенту Бараку Обаме необязательно запрашивать согласие Конгресса. В США есть форма международных соглашений, не требующая ратификации законодателями. Речь идет о так называемых президентских исполнительных соглашениях. <…> Президенту РФ Владимиру Путину в этом случае надо будет лишь подписать меморандум о понимании, по содержанию аналогичный американскому тексту». Сергей Лавров ответил на все эти «домыслы» весьма раздраженно: «Мы деклараций напринимали достаточно».

Однако непохоже, чтобы статья «ПРО ставят на президентскую гарантию» в газете «Коммерсантъ» была обычной газетной уткой. По сообщениям, на переговорах по ПРО главы внешнеполитичес­ких ведомств двух стран не продвинулись ни на шаг. Но скорее всего, в Берлине предложение об обмене полити­ческими декларациями на высшем уровне о принципах сотрудничества в сфере ПРО было Джоном Керри сделано. А Сергеем Лавровым отвергнуто?

Иначе откуда же дым – ведь без огня его не бывает? Ах, да, вроде как источник дыма был найден. Оказывается-де, поводом для ожиданий стало то, что сенатор Майк Роджерс обратился к вице-президенту Джо Байдену с просьбой подтвердить его обещание десятилетней давности о необходимости согласовывать все решения, касающиеся национальной безопасности, с сенатом. Остальное домыслили эксперты?

 

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS