Можно ли сделать неосознанные компоненты взаимодействия экономики и социальной среды осознанными факторами развития?
В.Г. Федотова
Валентина Гавриловна Федотова – доктор философских наук, заведующая сектором социальной философии Института философии РАН.
Уважаемые коллеги, я благодарна за приглашение на это заседание и считаю такое междисциплинарное сотрудничество действительно имеющим перспективу.
Для меня примером удивительной способности к выявлению этих неосознанных факторов среды является Карл Поланьи и то, что с ним произошло в Америке. Это венгерский эмигрант, который прибыл в Америку в период Второй мировой войны, спасаясь от фашизма. Он был профессором в ряде университетов США, в одном из которых он получил большой грант на написание книги «Великая трансформация», направленной на критику завершающего этапа либерализма XIX века как предтечи фашизма.
Когда читаешь, даже не веришь. Америка находится в войне с фашизмом. Антифашистская пропаганда, весь мир ненавидит фашизм. А Поланьи критикует завершающий этап экономического либерализма XIX века. За что? Он говорит, что в начале своего развития рыночные отношения вписывались в социальные связи, а на завершающем этапе социальные связи вписывались в рыночные отношения. Рынок поглотил общество. И в этом он увидел основную причину конфликта. Увлекшись успехами, общество не увидело грядущих опасностей.
Карл Поланьи:
«В начале своего развития рыночные отношения вписывались в социальные связи, а на завершающем этапе социальные связи вписывались в рыночные отношения. Рынок поглотил общество».
По существу все приведенные примеры иллюстрируют роль внеэкономических факторов в развитии экономики.
Конечно, это не мэйнстрим. Но когда А. Гринспен, глава Федеральной резервной системы США, кается в том, что он слишком полагался на неолиберальную концепцию, нельзя не задуматься, что действительно мир сильно меняется, что внеэкономические факторы приобретают все большее значение для экономики. Прогноз Американского разведывательного совета, подготовленный для Б. Обамы (обычно дается при вступлении в президентство, открытый, опубликованный) состоит в том, что до 2025 года произойдут следующие смены фаз: 1) мир без Запада, победа БРИК ((Бразилия, Россия, Индия, Китай), выравнивание экономического потенциала БРИК и Запада; 2) климатическая катастрофа; 3) развал БРИК из-за нехватки ресурсов для столь интенсивного экономического роста; 4) распад Вестфальской системы национальных государств, хаос и переход к попытке управления со стороны неправительственных организаций.