Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?
Юрий Ээльмаа
Каковы причины пристрастия детей к компьютерным играм? Насколько это вредно или полезно? Как влияет на общее развитие ребенка?
В течение достаточно продолжительного времени я сам активно играл в компьютерные игры, так что во многом данная статья явилась попыткой посмотреть на проблему изнутри. Вспоминается такой случай.
Кто же выиграл «матч века»?
Несколько лет назад, будучи классным руководителем шестого класса, я ходил со своими детьми раз в неделю в компьютерный клуб. Помню, играли мы в одну очень популярную в ту пору игру. Они выступали против меня вшестером и после часа игры счет был 184:34 в мою пользу. И был у меня один ученик, который упорно не хотел сдавать ряд работ, кажется, по Лескову. И тут я совершил профессиональное «преступление» - я предложил ему следующие условия: «Если я выигрываю - ты мне сдаешь все работы. Если ты - я тебе их прощаю». На оценки играть, конечно, нельзя, а вот на это решился, тем более что иного пути получить требуемое я в той ситуации не видел (ребенок игнорировал литературу как предмет). Надо сказать, что это был самый хороший игрок в классе и изначально исход поединка не был предрешен. Он согласился. В субботу после уроков огромная толпа зрителей отправилась в клуб смотреть «матч века». Честно говоря, пришлось непросто, но в итоге я выиграл с небольшим отрывом. Напоследок ему сказал при всех: «Все было честно. Ты обещал сдать».
Через две недели с утра пораньше встречаю маму этого мальчика. «Юрий Владимирович, как здорово-хорошо-удивительно… (и т.д. и т.п.) Леша запоем стал читать, уже прочел два с половиной тома Лескова, нам все рассказывает, ему так нравится! Как вам это удалось, мы его никак не могли заставить читать»… Я с опаской отношусь к родителям, бросающимся мне на шею, да и что тут можно было объяснить? Что мы в «Quake» играли? А кто выиграл? Ну, конечно, Николай Семенович Лесков, классик отечественной литературы, великий мастер русского слова.
Прошло уже пять лет, а этот ученик до сих пор вспоминает тот забавный эпизод. Так что, кажется, он тоже не остался в проигрыше.
Страх оказаться в неприглядном свете
Как только в нашей жизни появились компьютеры, практически сразу встал целый ряд серьезных вопросов. Что такое компьютерные игры? Что они с собой несут? Как относиться к жестокости на экране? Не травмирует ли это детскую психику? Что делать с так называемой виртуальной зависимостью детей? Список можно продолжить. Вопросов действительно много, но основным, пожалуй, является следующий: «Что привлекает ребенка в компьютерной игре, почему он так к ней стремится, нередко полностью уходя из реальной жизни в виртуальную, воображаемую реальность?» slixy.ch Другими словами, необходимо понять психологическую мотивацию подростка, сидящего перед монитором. Поняв это, станет возможным определиться и с остальным.
Я не буду здесь останавливаться на давно всем известных реакциях со стороны взрослых, видящих склонившихся перед монитором подростков. По большому счету, мнение всех взрослых тут не так и интересно. Но есть одна категория людей, отношение которых не может не беспокоить. Это - школьные учителя.
Как показали мои опросы коллег, наиболее характерной реакцией является абсолютное непонимание данного феномена, а ведь они - та категория взрослых, которая по идее должна быть наиболее близкой взглядам и восприятию подростка. Не являются исключением и преподаватели информатики - наиболее передовая в технологическом отношении учительская «каста»: для них подобное времяпрепровождение учеников остается впустую потерянным временем, которое можно потратить на уроки, чтение книг или другое полезное занятие.