Скромная эпопея («Орда»)
Роман Волохов
Надо признать, татаро-монгольское иго и православие (точнее истинная вера) в последнее время не особенно волнуют умы наших киноделов. К лучшему ли, к худшему – каждому решать для себя, но, видимо, после таких фильмов, как «Монгол» и «Царь» никто не решается всерьез затрагивать эти темы. Точнее, не решался. Андрей Прошкин, не самый известный автор шести картин, отважился скрестить эти два явления, перенеся на экран историю исцеления Тайдулы, матери хана Золотой Орды (7-ого) митрополитом Алексием.
«Орда» Прошкина есть не что иное, как высокобюджетный арт-хаус. Это модное нынче словечко здесь как нельзя кстати: несмотря на отсутствие необычных ракурсов съемки, диалогов или способов постановки, это кино явно не для всех. Для немногих – совсем немногих, так что лишь молитва «Это все из-за идеи, а не денег ради» способна оправдать его немаленький (по российским меркам) бюджет.
В то же время, справедливости ради, нельзя не отметить филигранную и очевидно грандиозную работу декораторов и стилистов. Благодаря этой работе атмосфера той эпохи была воссоздана пугающе достоверно: грязь, пыль, кровь, балахоны, украшения, рясы, оружие, здания и подвалы, бани и печи – все это завораживает и отталкивает одновременно. Словно начинаешь ощущать отголоски всего того, через что пришлось пройти митрополиту. А заодно и неподдельную радость от осознания того, в какую, несмотря на все ее недостатки, цивильную эпоху мы живем. Мы счастливчики.
Но, разумеется, это не основной посыл киноленты (скорее побочный). Распознавание основного напрямую зависит от мировоззрения каждого зрителя. К примеру, ваш покорный безбожный слуга безмолвные размышления о чудесах, испытаниях верой и моральных вопросах если и разглядел, то далеко не так ярко и явно, как ожидал. Вместо этого он увидел, как режиссер, снимая историю о самопожертвовании и самоотречении, внезапно свел все страдания святого человека на нет. Причем сам того не подозревая.
Либо очень даже подозревая, отчего ему хоть сейчас можно назначать епитимью за такое кощунство. А дело все в том, что после всех неудач целителей и лекарей, после разоблачения всех Гудвинов в возможное чудо верить просто перестаешь. Когда же оно все-таки происходит, голос разума моментально становится по стойке смирно и рапортует о том, что существуют такие вещи, как, например, снежная офтальмия. И что незрячий прозрел необязательно по воле Господа, но скорее всего по воле вечно-слепого случая.
Но самое интересное заключается в том, Как все это Прошкин нам преподносит. Атмосфера Средней Азии Темных веков – это одно, другое дело, что режиссер, на пару с оператором, и сами оказались без ума от визуального результата работы их подопечных. Как следствие: действие развивается очень (Caps lock применять бессмысленно – маловато будет) неспешно. Дуэт сей смакует каждую сцену, каждый кадр, каждое движение каждого героя. Пока происходит действие, успеваешь разглядеть буквально каждую мелочь. Что вдвойне обидно, учитывая то, что ни одна из них никоим образом на сюжет не влияет.
Это, разумеется, выливается в общую затянутость ленты. В иных картинах подобная история прекрасно, в полном объеме проходит фоном, здесь же всякая пытка растягивается неимоверно, превращая само время – в еще одно орудие мучителей. Только мучают теперь зрителей, а не только старца. Все это, безусловно, делает картину насыщенной и живой, но обыденность есть обыденность (а то, что нам показывают на экране, в те времена не было из ряда вон выходящим) – хоть в Средневековье, хоть в 41-ом веке. Подобная чрезмерная созерцательность быстро приедается.
При всей своей претензии на масштабность, при всех ландшафтах, городах и количестве действующих лиц, «Орда» всеми силами стремится к камерности. В чем ей уверенно помогает твердая фиксация на главном герое, Митрополите Алексии, славном продолжателе дел Христовых. Здесь же, кстати, можно делить фильм на две неравные части: завязка, в которой основные события крутятся в семейном кругу хана и основное действие, в котором Алексий «совершает чудо». Грубо говоря, «Орда» к середине превращается в фильм одного актера, Максима Суханова.
К его чести, справился он прекрасно. Опуская подробности съемок (через какие грязи, камни и рваные балахоны ему пришлось пройти), грех не отметить его полную самоотдачу, которая ощущается буквально в каждом кадре, способном похвастаться его лицом. Работа была проделана огромная, это видно – что по вхождению в образ, что по самой игре. И результат, как оказалось, того стоил: несмотря на небогатый выбор из смирения и боли, несмотря на внешний вид, персонаж получился удивительно живой и даже притягательный.
Не менее колоритным вышел и хан Джанибек Инокентия Дакаярова. Узурпатор, чьи повадки и внешность полностью соответствуют характеру. Правда, Розе Хайруллиной чисто внешне он в сыновья годится лишь с неслабой натяжкой (спишем это на штукатурку, которую бедной актрисе приходилось носить практически непрерывно), но общее впечатление все это, слава Богу, не портит.
Напоследок грех не отметить еще одного незначительного, но очень интересного героя – сотника Джанибека, в исполнении Даулета Абдыгапарова. Героя, оттеняющего яркие эмоции всех остальных. Спокойный, молчаливый, внешне покорный. Но за любопытным, как бы скучающим взглядом, то и дело проглядывается контур или бунтаря, или мудреца. А может, и того и другого? Словом, персонаж получился исключительно интересный.
Источник: kinonews.ru