Как предавали Россию. Бурбулис
Дмитрий Трунов
Геннадий Бурбулис, проработав во власти чуть больше года, успел запустить необратимый механизм разрушения
Армия реформаторов, которая препарировала Россию в 90-е, побыла у власти по нынешним меркам удивительно мало. Большинство из них готовилось к своей миссии, как Гайдар, Чубайс или Авен, начиная с середины 80-х годов. Егор Гайдар проработал на разных постах в правительстве в общей сложности всего два года. Авен – столько же. Кох – четыре. Но каждый из них успел на своем месте запустить необратимый механизм разрушения, который продолжал действовать и при «красном директоре» Черномырдине, и при бывшем руководителе Службы внешней разведки Примакове.
Геннадий Бурбулис проработал с президентом Ельциным чуть больше года. Однако именно его можно считать главным автором сценария развала Советского Союза и «крестным отцом» правительства Гайдара. Кроме того, Бурбулис был одним из наиболее храбрых «ястребов», склонявших президента к расстрелу Верховного Совета в 1993-м.
Судьба трубоукладчика
«…Не думал, что увижу, как скромный Гена Бурбулис заходит в приемную и на ходу, не оглядываясь, сбрасывает с плеч свой роскошный макинтош, который на лету ловит охранник», – вспоминает популярный в 90-е годы политик Степан Сулакшин.
Властолюбие Геннадия Эдуардовича отмечают практически все, кто был знаком с ним в те годы. По словам шефа президентской охраны Александра Коржакова, в предвоенные дни осени 1991-го Бурбулис попросил выделить ему охрану, и для этого были назначены два человека. Когда мирное время вернулось, забрать у госсекретаря телохранителей уже не удалось вплоть до самого его увольнения. Даже потом Бурбулис нанял частных телохранителей и отправлялся на торжественные выезды с ними. Марина Юденич рассказывает о неизменной манере Геннадия Эдуардовича опаздывать всюду минимум на полтора-два часа.
И казалось бы, откуда что взялось. По происхождению Бурбулис не московский интеллигент, отучившийся в элитной школе. Геннадий родился в свердловском Первоуральске в семье военного летчика и даже отслужил в ракетных войсках. Потом работал слесарем-трубоукладчиком Управления механизации треста Горжилуправления Свердловска и поступил на факультет философии. В университете о нем поговаривали, будто бы Гена даже успел отсидеть за «хулиганку». На факультете Бурбулис был комсоргом, франтом и заводилой. На вечеринках в общежитии успешно применял сталинскую тактику: бывал трезв, но спаивал других, что позволяло укреплять лидерство: одного отправил спать, родителей другого, позвонив, успокоил. Говорили также, что иногда Гена появлялся в кафе в полном одиночестве, где и выпивал свой графин водки, но правда ли это – не знает никто.
После аспирантуры Бурбулис преподавал марксистско-ленинскую философию, а потом, уже в начале перестройки, с одобрения горкома КПСС организовал в Свердловске политический клуб «Дискуссионная трибуна». К этому времени его партийный базис дал трещину: «Что-то Маркс и Ленин сегодня удивленные смотрят», – говорил Гена на майских демонстрациях, явно намекая на воплощение в жизнь марксистских идей в СССР.
Меняться Геннадий начал году примерно в 82-м, по воспоминаниям однокашников, – познал «вкус хождения по головам, гордо водил под руку супругу, приобрел пыжиковую шапку, а на серое зимнее пальто положил нутриевый воротник». В то время это значило многое. Уже тогда в характере Бурбулиса, озлобленно рассказывавшего о том, как ему приходилось ночевать на вокзале в Москве после конференций, как крали у него там деньги, чувствовалась готовность перекроить мир таким образом, чтобы обезопасить себя на всю оставшуюся жизнь от этой неустроенности и безвестности.
Локомотивом, потащившим Бурбулиса и много еще кого с холодного и темного Урала к новой жизни, стал земляк Ельцин. Кафедра научного коммунизма Уральского политеха дала будущему президенту сразу двух одиозных «серых кардиналов» – спичрайтеров Людмилу Пихоя и Александра Ильина. Третьим был Геннадий Эдуардович с эпохальной фамилией, сочетавшей в себе стальной напор, словесное обилие и изощренную хитрость – «бур», бубнение и «лис». Фамилия – как эпоха.
«Грубейшие ошибки»
В 1989 году Геннадий Бурбулис становится народным депутатом СССР. Тогдашний Верховный Совет по телевизионным рейтингам в разы превосходил нынешнее шоу «Дом-2», и войти в него означало сделаться в одночасье звездой союзного масштаба. На этих гремевших на всю страну политических шоу взошла звезда Ельцина, Бурбулиса, Попова и множество других звезд. Весной 1990 года Бурбулис становится доверенным лицом Ельцина на выборах в народные депутаты России и фактически главным организатором его предвыборной кампании, а позже и главой его штаба на выборах президента.
Тогда Бурбулис и хотел, и должен был стать вторым лицом в государстве – вице-президентом. Александр Коржаков в книге «Борис Ельцин: от рассвета до заката» рассказывает о метаниях ЕБН по поводу этой кандидатуры: «Ну как я возьму Бурбулиса? Если он появляется на телеэкране, то его лицо, глаза, манера говорить отталкивают потенциальных избирателей!»