Киргизия – Китай: железнодорожная основа геополитики
Александр Шустов

Александр Шустов – публицист

Ох­лаж­де­ние рос­сийс­ко-кир­ги­зс­ких от­но­ше­ний, нас­ту­пив­шее пос­ле пос­лед­не­го ви­зи­та А. Атам­ба­е­ва в Моск­ву, соп­ро­вож­да­лось ещё од­ной тен­ден­ци­ей – фор­си­ро­ва­ни­ем про­ек­та по стро­и­тель­ству же­лез­ной до­ро­ги Ки­тай – Кир­ги­зия – Уз­бе­кис­тан. Как и не­за­дол­го до па­де­ния ре­жи­ма К. Ба­ки­е­ва,  ру­ко­во­д­ство Кир­ги­зии пы­та­ет­ся ба­лан­си­ро­вать меж­ду круп­ны­ми дер­жа­ва­ми, ис­поль­зуя КНР в ка­че­ст­ве про­ти­во­ве­са Рос­сии.

Идея стро­и­тель­ства же­лез­ной до­ро­ги, ко­то­рая свя­за­ла бы Ки­тай, Кир­ги­зию и Уз­бе­кис­тан, об­суж­да­ет­ся с се­ре­ди­ны 1990-х гг. Од­на­ко до не­дав­не­го вре­ме­ни даль­ше об­суж­де­ния  та­кой воз­мож­нос­ти де­ло не шло. Про­ект был ак­ти­ви­зи­ро­ван в пос­лед­ний пе­ри­од прав­ле­ния К. Ба­ки­е­ва. В ок­тяб­ре 2009 г. ми­нистр же­лез­ных до­рог КНР Лю Чжиц­зюн на встре­че с тог­даш­ним премь­ер-ми­ни­ст­ром Кир­ги­зии Иго­рем Чу­ди­но­вым за­я­вил об ог­ром­ном ин­те­ре­се к это­му про­ек­ту, име­ю­ще­му, по его сло­вам, боль­шое эко­но­ми­чес­кое, инф­ра­ст­рук­тур­ное и транс­по­рт­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ное зна­че­ние. В ян­ва­ре 2010 г. в Ки­тае по­бы­ва­ла предс­та­ви­тель­ная де­ле­га­ция во гла­ве с ру­ко­во­ди­те­лем Цент­раль­но­го аген­т­ства по раз­ви­тию, ин­вес­ти­ци­ям и ин­но­ва­ци­ям сы­ном пре­зи­ден­та Мак­си­мом Ба­ки­е­вым. От­но­ше­ния с Рос­си­ей, ко­то­рая пре­дос­та­ви­ла Кир­ги­зии два из трех обе­щан­ных кре­ди­тов, не по­лу­чив вза­мен вы­во­да ави­а­ба­зы США из рес­пуб­ли­ки, на­ча­ли быст­ро пор­тить­ся, и ба­ки­е­вс­кое ру­ко­во­д­ство по­пы­та­лось опе­реть­ся на Пе­кин. Тог­да же по­я­ви­лась ин­фор­ма­ция о том, что в перс­пек­ти­ве но­вая же­лез­ная до­ро­га мо­жет быть свя­за­на с же­лез­но­до­рож­ны­ми се­тя­ми Ира­на и Тур­ции. Од­на­ко «вто­рая кир­ги­зс­кая ре­во­лю­ция» (ап­рель 2010 г.) все эти пла­ны пе­ре­че­рк­ну­ла и о стро­и­тель­стве до­ро­ги за­бы­ли.

В сле­ду­ю­щий раз оче­ред­ная ре­а­ни­ма­ция про­ек­та вновь сов­па­ла с ухуд­ше­ни­ем рос­сийс­ко-кир­ги­зс­ких от­но­ше­ний. 25-27 фев­ра­ля сос­то­ял­ся ви­зит А. Атам­ба­е­ва в Моск­ву, по ито­гам ко­то­ро­го он сде­лал ряд рез­ких за­яв­ле­ний в ад­рес Рос­сии. Кир­ги­зс­кий пре­зи­дент об­ви­нил Моск­ву в за­тя­ги­ва­нии всех сов­ме­ст­ных про­ек­тов, вклю­чая сог­ла­со­ва­ние ус­ло­вий пе­ре­да­чи Рос­сии про­из­во­дя­ще­го тор­пе­ды за­во­да «Дас­тан», по­куп­ку «Газп­ро­мом» «Кыр­гыз­неф­ти» и «Кыр­гыз­га­за», стро­и­тель­ство кам­ба­ра­ти­нс­ких ГЭС и че­ты­рех ГЭС на ре­ке На­рын, а так­же не­вып­ла­те аренд­ной пла­ты и ком­му­наль­ных пла­те­жей за рос­сийс­кие во­ен­ные объ­ек­ты. При­чи­ной это­го де­мар­ша, по мне­нию ана­ли­ти­ков, ста­ло то, что Кир­ги­зия не по­лу­чи­ла у Ан­тик­ри­зис­но­го фон­да Ев­рА­зЭС оче­ред­ной кре­дит, не­об­хо­ди­мый для по­пол­не­ния бюд­же­та. В ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы рос­сийс­ким кре­ди­там А. Атам­ба­ев наз­вал Ки­тай, ко­то­рый, по его сло­вам, уже пре­дос­та­вил Кир­ги­зии кре­дит на стро­и­тель­ство ЛЭП и пла­ни­ру­ет вы­де­лить еще 3 млрд. долл. на стро­и­тель­ство же­лез­ной до­ро­ги Ки­тай – Кир­ги­зия – Уз­бе­кис­тан.

Вер­нуть та­кой кре­дит Кир­ги­зии бу­дет труд­но, по­э­то­му уже на ста­дии про­ек­та на­ча­лось об­суж­де­ние схе­мы «ин­вес­ти­ции в об­мен на ре­сур­сы». В об­мен на стро­и­тель­ство же­лез­ной до­ро­ги ки­тай­цы пот­ре­бо­ва­ли у Кир­ги­зии дос­туп к ря­ду мес­то­рож­де­ний цен­ных, цвет­ных и чер­ных ме­тал­лов. По дан­ным ин­фор­ма­ци­он­но­го аген­т­ства «Рег­нум», ад­ми­ни­ст­ра­ция К. Ба­ки­е­ва об­суж­да­ла с ки­тай­ца­ми воз­мож­ность пе­ре­да­чи нес­коль­ких алю­ми­ни­е­вых, же­ле­зо­руд­ных, уголь­ных и зо­ло­то­руд­ных мес­то­рож­де­ний. Че­ты­ре зо­ло­то­нос­ных мес­то­рож­де­ния – «Тал­ды-Бу­лак Ле­во­бе­реж­ный», «Те­рек», «Те­рек­кан» и «Пе­ре­валь­ное» – в 2009 г. рас­по­ря­же­ни­ем пра­ви­тель­ства бы­ли за­ре­зер­ви­ро­ва­ны для фи­нан­си­ро­ва­ния про­ек­та. Бо­лее де­таль­ная ин­фор­ма­ция на этот счет от­су­т­ству­ет, так как сдел­ка выз­ва­ла не­до­воль­ство у на­се­ле­ния, и пе­ре­го­во­ры бы­ли зак­ры­ты­ми. В нас­то­я­щее вре­мя  кир­ги­зс­кие влас­ти от­вер­га­ют сам факт су­ще­ст­во­ва­ния та­кой схе­мы. 22 мар­та ге­не­раль­ный ди­рек­тор «Кир­ги­зс­ких же­лез­ных до­рог» Ар­гын­бек Ма­ла­ба­ев за­я­вил: «Ин­фор­ма­ция о том, что пра­ви­тель­ство Кир­ги­зии ве­дёт пе­ре­го­во­ры по об­ме­ну ря­да мес­то­рож­де­ний на ин­вес­ти­ции в про­ект, не со­от­ве­т­ству­ет действи­тель­нос­ти так же, как и ин­фор­ма­ция о на­ли­чии текс­та пред­ло­же­ний ки­тайс­кой сто­ро­ны».

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS