Реплика в связи с презентацией «Публичной декларации Министерства образования и науки РФ на 2017 год»
Специально для портала «Цивилизационная динамика»
Источник: dynamic-of-civilizations.ru
Образование и воспитание – одни из самых чувствительных сфер общественного сознания и деятельности государства. Именно они и определяют общество, в котором мы живем и в котором будут жить наши дети и внуки. Два с половиной десятилетия постперестроечной активности власти на этом поприще вызывали даже не критику, даже не гнев, а чувство ужаса, ощущение трагедии происходящего со страной и народом. Были вырваны с корнем и уничтожены базовые принципы, позволяющие формировать здоровое, способное к развитию общество. Хочется верить, что немногие – даже среди ключевых «реформаторов» – понимали последствия вводимых реформ. Им было достаточно простого подражания «как на западе», чтобы внедрять «болонскую систему», чтобы объявить систему образования сферой услуг, чтобы осознанно истреблять всякие попытки воспитания человека и гражданина, подменяя ее дрессировкой навыков. С огромной надеждой было воспринято назначение нового министра – Ольги Васильевой – высказавшей обнадеживающие тезисы, содержавшие слова и про воспитание и про недостатки сложившегося подхода. Были, конечно, и опасения и неутешительные прогнозы, основанные как на систематически продолжающемся негативном опыте самого министерства, подчиненного несменяемому правительству, так и на содержании профессионального опыта нового министра.
Прошло более полугода и перед нами важный документ: «Публичная декларация Министерства образования и науки РФ на 2017 год», представленная на сайте Министерства в виде десяти презентационных слайдов, каждый из которых посвящен определенному разделу и направлению деятельности: дошкольное, общее, дополнительное, среднее, высшее образование, воспитание, защита детей, образование взрослых, наука и зарплата.
Увиденное вызывает противоречивые чувства. Помня о том, что перед нами, в сущности, набор плакатов, следует согласиться с соответствующем стилем подачи информации: призыв-лозунг-диаграмма-картинка. Люди «из прошлого» без особого удивления воспримут наличие целеполагающих цитат главы государства как нечто давно знакомое и вспомнят про «вертикаль власти». Лозунги тоже отличаются лапидарной ясностью и не вызывают ни возражений, ни эмоций: «Дошкольное образование – доступность и качество», «Сделать российскую школу одной из лучших в мире» и т.д. Фотографии также хороши: счастливые улыбающиеся детки, юноши и девушки с прекрасными лицами. Содержательная сторона «Декларации», конечно, не в лозунгах и фотографиях, а в диаграммах и подписях к ним. И здесь мы видим важные, хорошие цели: обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, создать 88 000 дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет, создать не менее 34 детских технопарков «Кванториум» и т.п. Сказано и о ремонте спортивных залов, и о создании условий для обучения детей с ограниченными возможностями, и о росте зарплат, – причем все это в конкретных цифрах, что, разумеется, радует. «Декларация» доступна на сайте Министерства, так что каждый желающий может на нее взглянуть и, если у него есть какие-то критерии для оценки названных целевых показателей, он сможет это сделать.
Есть, однако, и то, что вызывает у меня не просто досаду, а глубокое разочарование. Причем не просто в этом конкретном документе, а в деятельности министерства, правительства и вообще – в судьбе страны и народа. Да-да, именно так, не больше и не меньше! Тот чудовищный язык, на котором уже давно привыкли изъясняться в рамках своего нормотворчества работники Минобрнауки (и не только, к сожалению) не способен быть инструментом никакой созидательной деятельности. Эта абракадабра из плохо переведенных иностранных слов, эта мешанина ненужных «новых» понятий может служить лишь одному: имитации управленческой деятельности, освоению выделенных на это средств и уходу от какой бы то ни было ответственности.
«Центры компетенций», аккредитация по стандартам «Ворлдскиллс», «инклюзивное образование», «национальная система учительского роста»… И в самой декларации и в выступлениях, прозвучавших на ее представлении, звучат убогие словесные построения, которые даже неудачными фразами трудно назвать: «система по потенциалу – это бесспорный ресурс для “умной силы” и культурного лидерства России», «обеспечение нормативных условий реализации онлайн-курсов (модулей) образовательных программ», «ресурсный учебно-методический центр» и так далее. Причем ясно, что внутри среды – среди людей, вовлеченных в систему образования, – эти неуклюжие построения давно стали обыденной речью и не вызывают никакого дискомфорта.
Несмотря на это, надежда на успешное развитие образования и науки сохраняется. Мы улавливаем пусть еще слабые, пусть неблагозвучные, но позитивные сигналы, исходящие и из Минобрнауки и от «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Приведем фразу из выступления министра: «По одному из показателей результативности науки есть заметное продвижение. В 2016 году, по предварительным данным, на долю российской науки пришлось 2,41% мирового потока публикаций – более 39 тысяч статей (по Указу Президента № 599 от 7 мая 2012 года она должна достигнуть в 2,44%). Российская наука становится более заметной. Это является гарантией того, что Россия сможет занять достойное место на новых рынках высоких технологий».
Ну, насчет гарантии, конечно, перебор, но стремление к этому уже похвально. Разговор о проблемах отечественного образования и науки требует, конечно, не такого рода рассуждений, не разглядывания и обсуждения плакатов, а глубокого погружения в смыслы и цели деятельности, в анализ управленческих технологий и многое другое, что, как мы надеемся, станет одной из постоянных тем журнала.