Понедельник, 25 Октября, 2021
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

 

Также мы можем посмотреть кинофильм Сергея Эйзенштейна «Стачка», демонстрировавшийся в Париже 1925 года. Только теперь уже на экране большого телевизора, установленного в павильоне. Любой западный киновед скажет, что без эйзенштейновских приёмов и без фото-ракурсов всё того же Родченко современное кино было бы попросту невозможно. Лени Рифеншталь, которую так любят современные либеральные эстеты-западники, говорила о том, что без Вертова («Человек с киноаппаратом») и Эйзенштейна не было бы и её собственных идей.

А вот и Международная выставка «Пресса», проводившаяся в Кёльне 1928 года. Германия – родина знаменитого Баухауза. Что может предложить Россия? Чем можно удивить Гропиуса и Ван дер Роэ?  1920-е годы – время беспокойное и живое, советская пресса – на подъёме. Постоянно возникают всё новые и новые газеты, журналы, альманахи… Смелое оформление, использование модных в те годы коллажей, смешивание техник и жанров – всё это показали советские мастера во главе с Лазарем (Эль) Лисицким.  В Кёльне экспонировался и гигантский фотографический «фриз» с использованием плакатного фотомонтажа, подсветка экспонатов лампочками и специальный кинозал, в результате вся экспозиция оставляла у публики «кино-ощущение». В 1920-х годах в Советском Союзе выходило больше печатной продукции, чем в любой из стран мира! И, что самое интересное, даже дамских журналов было не меньше, чем в прекрасной Франции

А вот и предвоенные тридцатые! Во всём мире актуальна неоклассика, античные формы и гигантомания. Для выставки 1937 года («Искусство и техника в современной жизни») Борис Иофан, любимый зодчий товарища Сталина, создаёт павильон-постамент для рабочего и колхозницы. Изначально юноша и девушка должны были стоять полуобнажёнными, в духе эллинских традиций – на некоторых эскизах мы это можем увидеть. Но потом победила более «целомудренная», точнее – более рациональная концепция. Рабочего и Колхозницу одели в стилизованную современную одежду. Кстати, прототипом знаменитой статуи является древнегреческий монумент под названием «Тираноубийцы», созданные Критием и Несиотом в VI веке до Р.Х. Для 1930-х годов это было нормой – осваивать классическое наследие и привносить его в современное искусство. (Точно также художник Александр Самохвалов для картины «После кросса» взял за основу Афродиту Книдскую). Среди экспонатов выставки советского павильона, в частности, демонстрировалась карта Страны Советов, выполненная из благородных металлов и драгоценных камней. В западной прессе писали, что этот красивый русский жест совершенно в духе…царской России. Что ж, в эпоху Сталина началось осмысление имперского наследия – в обиход советского человека возвращались новогодние ёлки, аристократичные вальсы и мазурки, маскарады в Сокольниках и – осознание себя частью не только новой советской, но и общерусской культуры.

На Выставке 1937 года получили высокую оценку (Гран-При) такие признанные шедевры, как фильм «Чапаев» и картина Александра Герасимова «После дождя», которую восторженные французские репортёры сочли «современным русским импрессионизмом». Вот вам и «узкие рамки соцреализма», позволявшие, тем не менее, работать в самых разных стилях. А ещё всех поразили декорации станций московского метро – «Сокольники» и «Кропоткинская». Разве это можно было сравнить с бедноватым и сугубо функциональным стилем любого европейского или американского метро? Кроме того, были отмечены призами достижения советской индустрии и домостроительства (так называемый «стоквартирный дом»).

Переходим в следующий зал – это уже пространство Выставки-1939. Перед нами – Америка, Нью-Йорк. Удивить американцев очень сложно – они вообще скептически и, вместе с тем, ревниво, относятся ко всему европейскому. Итак, советский павильон – снова работа Бориса Иофана. Он уже зарекомендовал себя, как создатель монументальных, и, вместе с тем, изящных форм. На этот раз над площадью должна была «парить» статуя рабочего, держащего звезду. И снова Иофан предложил «эллинский вариант», отвергнутый комиссией. Рабочего, выполненного скульптором Вячеславом Андреевым, «одели» в соответствии с уличной модой текущего момента и уже в таком виде установили на своеобразный постамент…

Следующий зал – Expo в Брюсселе 1958 года. Это была первая крупная выставка, состоявшаяся после войны. Итак, 1950-е годы. Советский Союз – страна-победитель – на подъёме. Ширится домостроительство, растёт благосостояние, запущен первый в мире искусственный спутник. Замечу, что в эти годы жизнь на «процветающем Западе» была, ой, какой несладкой. Шикарные витрины дорогих магазинов, рекламы авто и диоровские платья – это всего лишь фасад благополучия. Большинство европейцев жили бедно, тесно и если не впроголодь, то не весьма сытно. Советский опыт интересовал тогда всех – участились контакты с коллегами из буржуазных стран. И вот наш павильон в Брюсселе, созданный группой архитекторов во главе с Анатолием Полянским. Разумеется, и тут большевистские мастера оказались в курсе мировых трендов. Стекло и бетон, много света и воздуха, модернизм и рацио. Критики отмечали, что большевики понимают современность ничуть не хуже, чем американцы – послевоенные лидеры в области архитектурных форм…

…Что нам даёт выставка, посвящённая советским павильонам на Expo? Прежде всего, она корректирует короткую историческую память господ-либералов, засевших в СМИ и, из года в год жующих одну и ту же унылую жвачку: «СССР был империей зла, нищим, кровавым ‘совком’, где ничего не производилось, кроме ядерной бомбы да сатиновых трусов 56-го размера!». Замечу, что выставочные экспонаты или их макеты, были не просто состряпаны для той или иной Expo, они в своём большинстве оказывались доступны советским людям. (Исключение, пожалуй, составляют образцы модных изделий лёгкой промышленности). Но почему-то либералам не хочется гордиться ни Иофаном, ни Ламановой, ни даже кинофильмом «Чапаев», который они, наверняка, тоже смотрели в детстве, но, скорее всего, ничего оттуда не вынесли…

Источник: zavtra.ru

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2021 belkin.tmweb.ru. Все права защищены.
Сейчас 1377 гостей онлайн