Армения
Сергей Белкин
Фотооочерк
Специально для портала devec.ru
Сергей Белкин – главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика»
Армяне мне симпатичны.
Все-таки, симпатия – штука иррациональная… И это надо просто принять как данность. Можно, в конце концов, не копаться в поисках причины, а просто любить свою симпатию – не объект симпатии, а само чувство, которое внутри меня – как нечто для меня ценное, дорогое, полезное, в конце концов? А вот с антипатией так поступать не надо. Антипатия, вероятно, тоже бывает иррациональна. Но просто принять ее и не беспокоиться – неверно. Потому что она разрушает покой, она вредна. Стало быть, с природой антипатии надо попробовать разобраться, попытаться перевести ее из иррациональной, немотивированной эмоции в рациональную причинно-следственную связь. И тогда не она будет властвовать над вами, а вы над ней. Вы уже не просто будете испытывать негативные эмоции по отношению к чем-то или кому-то, а ясно понимать: за что и почему вам это (человек, люди, целые народы) – несимпатичны.
К армянам я отношусь с симпатией. С чего это вдруг для меня именно армяне из великого множества наций и народностей стали так для меня важны? Естественное предположение – что я армянин хоть на какую-то долю крови – неверно. Не было в роду армян. И в роду жены не было армян. И не жил я никогда в Армении. По правде сказать, и просто знакомых армян у меня по жизни было немного, а уж близких друзей – ни одного. Что же меня эдак «завело» в отношении армян? Толком не знаю… Но что совершенно определенно: отношусь к ним с симпатией и уважением.
Когда-то давным-давно, во времена моей юности я купил книгу неизвестного мне автора Геворка Эмина: «Семь песен об Армении». И прочитал ее взахлеб. Думаю, эта книга сыграла свою роль в моей симпатии к стране и народу. Много позднее я узнал, что Геворк Эмин – Лауреат Государственной премии СССР, что его «проходят» в армянских школах, а то, что я прочитал – общепризнанная классика современной армянской культуры. У нас в доме была (и сейчас есть) еще одна книга: «В Древнем царстве Урарту». На ее обложке был изображен древний воин с ассирийской бородой и как-то неловко перекрещенными руками… Мальчиком я ее читал, но гораздо позже увязал в своем сознании Урарту с Арменией.
Чем «армянским» еще было наполнено сознание молодого советского человека? Ну, конечно, почти идиоматическими выражениями «армянский коньяк» и «армянское радио». Для меня персонально, как для любителя музыки, были важны и близки Жак Татлян и Жан Дувалян – кто теперь о них помнит?.. И еще – спортсмены: баскетболист Арменак Алачачан и гимнаст Альберт Азарян. И артисты – Фрунзе Мкртчан и Армен Джигарханян. И Мартирос Сарьян, и Гоар Гаспарян, и Павел Лисициан, и Арам Хачатурян, и Арно Бабаджанян, и Анастас Микоян, и Тигран Петросян… Много, много знаменитых, любимых и уважаемых армян было в моей голове и в моем сердце, а теперь их еще больше.
Но лишь теперь, в январе 2018 года, когда жизнь клонится уже к закату, я, наконец, побывал в Армении. Побывал как турист, с большой группой своих друзей-архитекторов. И, наконец, увидел эти прекрасные горы, древние храмы, отведал настоящей армянской еды и питья… И теперь к симпатии к армянам добавилась любовь к Армении.
Что я успел увидеть за пять дней? – Немало!
Мы проехали по Араратской долине и побывали в монастыре Хор Вирап, что в переводе с армянского означает «Глубокая яма», в которую на многие годы был брошен будущий первый католикос Армянской Апостольской церкви Григорий Просветитель. Со стен монастыря был виден Арарат – священная гора для всего христианского мира. Потом нас привезли и допустили в «Птичью пещеру» – знаменитый археологический памятник мирового значения «Арени-1», в котором во время раскопок была найдена самая древняя в мире кожаная обувь и самая древняя винодельня. Неподалеку от нее действует современный винзавод с дегустационным залом, мимо которого мы, конечно, тоже не прошли. Оказывается, что один из самых древних в мире сортов винограда – арени – не только существует до сих пор, но и продолжает использоваться для промышленного виноделия! А потом была незабываемая дорога по ущелью невиданной красоты, которая привела нас в монастырь Нораванк (XII-XV вв.) – духовный центр древнего княжества Орбелян.
Каждый день нашего путешествия был насыщен встречами и с великими памятниками, и с необычайной красоты горами и долинами, и, конечно, с радушными хозяевами, местными жителями. Не стану описывать поездку день за днем и шаг за шагом. Перечислю основные места. Высокогорное озеро Севан с посещением монастыря Севанаванк (IX в.). Проехали через Дилижанский заповедник, побывали в городе Дилижан – в этот день деревья и без того необыкновенной красивой природы украсил искрящийся белоснежный иней. Добрались до монастыря Гошаванк (XII в.). Побывали в пещерном (вырубленным в скале) монастыре Гегард (XII-XIII века) и в антично-прекрасной крепости Гарни (III в. до н.э. - XIII в. н.э.) – летней резиденции армянских царей. Разумеется, мы побывали в Эчмиадзине – поклонились его святыням, посетили храм церкви Св. Девы Рипсиме (VII в.), не проехали мимо величественных руин храма «Бдящих Сил» (Небесных Ангелов) – Звартноца (VII вв.). Ну и, конечно, насколько хватило сил и времени, бродили и ездили по Еревану…
Вот несколько фотографий, сделанных мною во время этой поездки.
Вид на Арарат со стен монастыря Хор Вирап
Монастырь Хор Вирап (VII в.)
Монастырь Нораванк (XII-XV вв.)
Монастырь Севанаванк (IX в.)
Монастырь Гошаванк (XII в.)
Свадьба на руинах храма Звартноц (VII вв.)
Армяне мне симпатичны.
Все-таки, симпатия – штука иррациональная… И это надо просто принять как данность. Можно, в конце концов, не копаться в поисках причины, а просто любить свою симпатию – не объект симпатии, а само чувство, которое внутри меня – как нечто для меня ценное, дорогое, полезное, в конце концов? А вот с антипатией так поступать не надо. Антипатия, вероятно, тоже бывает иррациональна. Но просто принять ее и не беспокоиться – неверно. Потому что она разрушает покой, она вредна. Стало быть, с природой антипатии надо попробовать разобраться, попытаться перевести ее из иррациональной, немотивированной эмоции в рациональную причинно-следственную связь. И тогда не она будет властвовать над вами, а вы над ней. Вы уже не просто будете испытывать негативные эмоции по отношению к чем-то или кому-то, а ясно понимать: за что и почему вам это (человек, люди, целые народы) – несимпатичны.