И, несмотря на то, что этот проект принят именно в указанном виде, мы ощущаем, что он невыполним хотя бы потому, что модель экономического роста сегодня корректируется с помощью новых понятий, о которых говорил Олег Тимофеевич (социального капитала, культурного капитала). Эти понятия ввел Международный валютный фонд. Они отразили универсальность капитализации, ее распространение на нематериальные сферы. А получилось, что социологи, философы, культурологи, используя эти понятия, показали обратное, а именно то, что экономический капитал – это только часть системы капиталов, которая существует в обществе.
В конечном счете, политическая система осуществляет выбор между моделями, в одной из которых экономика отделена от общества и возвышается над ним, и в другой – внеэкономические факторы активно используются в развитии экономики. Только политическая система влияет на выбор. Мне кажется, что у нас произошел неудачный выбор. Пронзительное впечатление произвела на меня статья Олега Тимофеевича в журнале «Мир перемен». Он высказывает позицию ученого, спрашивающего о том, что мы можем, как мы должны действовать.
Я хотела бы высказаться по поводу универсального применения сегодня слова «проект». Оно очень распространено. Например, все говорят: «Модерн – незавершенный проект». Да, Ю. Хабермас это сказал. Но это своего рода метафора. Модерн – это система многообразных и часто противоречивых проектов, а также естественно-исторических изменений и действий, явно непроектных и непредвиденных. Но когда говорит В.Е. Лепский о проектах, он говорит о своей проблематике, о том, что он работает в сфере проектов.
Конечно, нельзя думать, что все можно исправить посредством проектирования. При этом мы недооцениваем, видимо, то, что познание сделало с нашим миром и обществом. Например, если бы К. Маркс не обратился к классовой борьбе, то вся система последующего разворачивания конфликтов по линии классовых, а не каких-либо других конфликтов не могла бы быть осуществлена. Скорее всего, ведущее место имели бы концепции, в которых преобладал бы национальный конфликт. И в жизни мы сквозь эти очки теории видели бы в большей мере национальные, а не классовые столкновения.
Адам Смит:
«Пивовар для нас ценен не тем, что он хороший человек, а тем, что он варит хорошее пиво. Но общество создано Богом. Поэтому эгоистический пивовар не может оказаться духовным лидером этого общества».
Дж. Арриги, очень известный экономист и социолог, умерший совсем недавно, высказал ряд очень важных новых положений относительно экономики. Во-первых, он сказал много нового об Адаме Смите. Мы знаем, что Адам Смит был, прежде всего, шотландским моральным философом. Он написал книгу о богатстве народов через 17 лет после своей работы «Теории нравственных чувств». В «Теории нравственных чувств» он рассматривает альтруистов, а в «Богатстве народов» – эгоистов. Он находит место эгоистам в хозяйственной деятельности, когда пишет, что пивовар для нас ценен не тем, что он хороший человек, а тем, что он варит хорошее пиво. Но общество, в понимании Смита, создано Богом. Поэтому эгоистический пивовар не может оказаться духовным лидером этого общества. У Смита сбалансированы нравственные и экономические тенденции. Смит привлекает его и тем, что он верил в будущее возрождение Китая.
Сам Арриги говорит следующее: если Китай не построит социализм, это не будет значить, что он построил капитализм. А если Китай не построит капитализм, это не будет значить, что он построил социализм. Это не проект, это некий когнитивный вывод. Но посмотрите, какую социально-конструктивную роль он играет вообще в утверждении неких конвергентных систем, которые не будут ни капиталистическими, ни социалистическими.
Такие возможности, конечно, не исследованы нами. И они не исследованы потому, что, мне кажется, у нас имплицитно в головах сидит классическая концепция истины, что познание отражает мир, какой он есть. Но есть разные перспективы: «Нет, я считаю мир не таким, как у Маркса, не классы, а нации сталкиваются». – «А я считаю, что в Китае будет социализм». – «А я считаю, что в Китае будет капитализм».