В этом смысле электроника облегчает процессы творчества, даже по сравнению с письменным словом. Ранее надо было не только пользоваться естественным языком, но еще это записывать, т.е. быть грамотным, уметь читать и писать как минимум, что далеко не сразу, только в XX в., стало достаточно широко распространенным состоянием человечества. Сегодня ситуация становится принципиально иной. В связи с увеличением количества владельцев электронных средств коммуникации и разного рода редакторов текстов, которые распространены в электронных технологиях, количество неграмотных резко возрастает. Т.е. сегодня не нужно быть грамотным, т.к. есть редактор текстов, который скажет тебе, что ты неправильно написал. Человек сегодня не должен уметь считать, поскольку есть счетные машинки, которые считают вместо него. Это не есть критика современного человека, это описание той реальной ситуации, в которой находимся все мы и в еще большей степени наши дети.
В современном обществе сформировалось новое представление
о культуре как о сфере, в которой господствует новая точка
отсчета, связанная не с читающей и пишущей публикой, а с ее
антиподом – публикой, отдающей предпочтение телевидению и шоу.
Глобальное распространение процессов творчества, естественно, привело к возрождению эпистолярного жанра, который сегодня развивается в двух основных видах: первый вид – это электронная почта, второй – SMS-сообщения, которые, естественно, пишутся не так как писались письма в эпоху Жорж Санд. Стремительное распространение электронной телефонии привело к тому, что общение с помощью электронных SMS-сообщений становится почти всеобщим достоянием. Мобильная телефония наряду с телевидением становится некой глобальной системой общения. Изменяется сам принцип общения, согласно которому вместо традиционного типа телефонии и традиционного телеграфа, когда звонишь по стационарному телефону в определенное место, с появлением мобильных телефонов ты звонишь не в определенное место, а человеку, который может находиться в любой точке планеты. Это в корне меняет сам процесс коммуникации, уменьшает количество промежуточных звеньев, через которые ты должен проходить.
Наиболее очевидно электроника способствовала глобальному распространению продуктов творчества по самым разным каналам, начиная от того самого телевидения, но продолжая уже в сети интернет, которая все больше и больше охватывает продукты творчества в самых разных видах как традиционных, так и новейших экранных искусств, вплоть до виртуальной реальности.
Поэтому трудно переоценить роль телевидения и радиовещания в глобализации культуры. Есть общение, есть мелодии, есть тексты, есть сюжеты, которые становятся глобальным достоянием и которые составляют тот общий язык, тот общий словарь, с помощью которого люди могут общаться друг с другом независимо от того, где они находятся и даже независимо от того, на каком языке они говорят. Благодаря этому они везде существуют и охватывают в тех или иных вариантах все население земного шара, становясь частью общей глобальной массовой культуры.
Помимо глобализации культуры в западной социологии и стилистике появился своеобразный термин «глокализация», который представляет собой синтез или симбиоз с одной стороны – глобальности, а с другой стороны – локальности. «Глокальность», если ее рассматривать с позитивной точки зрения, породила англоязычный лозунг «Мыслить глобально – действовать локально», который, как многое из того, что сегодня существует в такой политизированной культурологии, создает иллюзию бесконфликтности, там где, наоборот, конфликт разрастается до невиданных масштабов. Поэтому в этой сфере, опять-таки под воздействием электронной культуры, радикально меняется соотношение между тем самым центром современного культурного развития и глобальной массовой культуры и ее периферии, т.е. всеми типами субкультур. Если традиционный взгляд на вещи продолжает сохранять представление о том, что точкой отсчета является национальная культура, по отношению к которой культуры меньшинств, проживающих в данном государстве, и есть субкультуры, и эти меньшинства в основном трактуются как меньшинства этнические, то на самом деле меньшинство и большинство в равной мере являются субкультурами по отношению к глобальной массовой культуре, и ни одно сообщество не глобально, кроме той самой глобальной массовой культуры, которая охватывает все население земного шара и является планетарной по определению.