Субтеррина – Боевой крот
Валерий Ковалев
В 1945 году специальное подразделение «СМЕРШ» захватило на территории Германии совершенно секретные документы – описание и чертежи неведомого дотоле оружия, над созданием которого ученые Третьего Рейха работали, начиная с тридцатых годов.
Это была так называемая «подземная лодка», предназначавшаяся для нанесения ударов по стратегическим объектам противника на его территории из земных недр.
О необычном трофее безотлагательно доложили начальнику ГУКР «СМЕРШ» В.С. Абакумову, который сразу же приказал доставить его в Москву.
Историческая справка: Абакумов Виктор Семенович, один из руководителей органов государственной безопасности, комиссар государственной безопасности 2-го ранга (4.2.1943), генерал-полковник (9.7.1945). Сын истопника. Образование получил в 4-классном городском училище (1921). В 1921-23 служил санитаром во 2-й Московской бригаде частей особого назначения (ЧОН). С 1924 – рабочий; в 1925-27 г. упаковщик Московского союза промысловой кооперации, в 1927-28 г. стрелок 1-го отряда военно-промышленной охраны ВСНХ СССР, в 1928-30 г. упаковщик складов Центросоюза. В 1930 г. вступил в ВКП(б). В январе-сентябре 1930 г. Абакумов был зам. нач. административного отдела торгово-посылочной конторы Наркомата торговли РСФСР, а в 1932 г.перешел на комсомольскую работу и был назначен секретарем ячейки ВЛКСМ на штамповочном заводе «Пресс». В 1931-32г. заведующий военным отделом Замоскворецкого райкома комсомола.
В 1932 г. в числе других комсомольских работников переведен в ОГПУ «для усиления», во время постоянных чисток органов сделал быструю карьеру: в 1932-33 г. практикант экономического отдела полномочного представительства ОГПУ по Московской области, в 1933-34 г. оперуполномоченный 3-го отдела экономического управления ОГПУ (с 1934 г. – НКВД СССР). В 1934 г. его перевели в Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, где он работал, должности уполномоченного и оперуполномоченного 3-го отделения Оперативного отдела. В 1937-38 г. оперуполномоченный 4-го (секретно-политического) отдела ГУГБ НКВД СССР. С 1938 нач. отделения 4-го (секретно-политического) отдела 1-го управления НКВД, 2-го отделения 2-го (секретно-политического отдела) отдела ГУГБ. После прихода в НКВД Л.П. Берии Абакумов с 5.12.1938 г. стал исполнять обязанности нач. управления НКВД по Ростовской области. С 25.2.1941 г. зам. наркома внутренних дел СССР и одновременно с 19.7.1941 г. нач. Управления особых отделов.
Возглавляемое Абакумовым управление осуществляло руководство деятельностью органов государственной безопасности в Советской армии и флоте, а также внутри вообще всех вооруженных формирований (милиция, внутренние войска, пограничные войска). 19.4.1943 г. особые отделы были выведены из НКВД СССР и под началом Абакумова создано Главное управление контрразведки СМЕРШ, одновременно Абакумов стал зам. наркома обороны СССР, перейдя, таким образом, в непосредственное подчинение И.В. Сталина. СМЕРШ, расшифровывавшийся как «Смерть шпионам», руководил контрразведкой в армии и флоте. В янв.-июле 1945 г. был одновременно уполномоченный НКВД по 3-му Белорусскому фронту.
В 1946 г. избран депутатом Верховного Совета СССР. 4.5.1946 г. сменил В.Н. Меркулова на посту министра государственной безопасности СССР, а СМЕРШ вошел в состав министерства в качестве 3-го управления. В 1946-51 г. был также членом Комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) по судебным делам.
12.7.1951 арестован по обвинению в сокрытии «сионистского заговора» в МГБ СССР, непосредственным поводом для чего послужил донос М.Д. Рюмина о том, что Абакумов не проявил достаточной активности в развертывании т.н. «дела врачей». Для проверки его деятельности была сформирована комиссия, в состав которой вошли его враги Г.М. Маленков, Берия, М.Ф. Шкирятов, С.Д. Игнатьев.
Во время следствия к Абакумову активно применялись пытки и избиения, и вскоре он превратился в полного инвалида. После смерти Сталина и ареста Берии Абакумов так и не был освобожден. На выездном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР в Ленинграде 12-19 дек. 1954 Абакумов был обвинен в фабрикации судебных дел, в т.ч. «Ленинградского дела», и других должностных преступлениях, назван «членом банды Берии». Виновным себя не признал, заявив: «Сталин давал указания, я их исполнял».
Суд признал Абакумова виновным в измене Родине, вредительстве, совершении терактов, участии в контрреволюционной организации и приговорил к смертной казни. Абакумова судили в Ленинграде 19 декабря 1954 г. Сразу же после суда Генеральный прокурор СССР Руденко сообщил Хрущеву по телефону в Москву «о выполнении задания и спросил, можно ли закругляться». Получив утвердительный ответ, Руденко не стал мешкать. Абакумова расстреляли в тот же день.
Едва ли он унизился бы до ходатайства о помиловании, но то, что его лишили этой возможности установленный факт.
В 1994 г. Военной коллегией Верховного суда СССР Абакумов был частично реабилитирован: с него снято обвинение в измене Родине. За заслуги перед страной и народом Абакумов был награжден орденами Красного Знамени, Суворова 1 и II степени, Кутузова I степени, Красной Звезды, медалями за оборону Москвы, Сталинграда, Кавказа.
Ознакомившись с документами, генерал понял, что перед ним разработка сверхмощного оружия нового поколения и приказал изучить ее группе отечественных специалистов.
А заодно дал указание контрразведке проверить, нет ли в стране ученых, занимавшихся чем-либо подобным. И такого человека нашли.
Им оказался советский инженер Либеревский из Одессы, еще до войны высказывавший фантастическую идею о создании «подземной лодки», которая могла бы проникать в глубины Земли для ее исследований.
По замыслу Либеревского «субтерина», как он ее окрестил, должна была одинаково успешно двигаться как в воде, так и под землей по принципу штопора, прожигая ее на глубине за счет высоких температур, вырабатываемых во внешней оболочке крейсера.
Идея настолько увлекла его, что именем «Субтерина» он назвал свою дочь. Однако она была признана «крамольной» и одним из областных управлений НКВД расчеты и чертежи ученого по «субтерине», в 1933 году у него были изъяты, засекречены и помещены в архив, где пролежали до 1945 года. А отечественному «самородку» приказали молчать, дабы чего не вышло.
Тем не менее, своими мыслями опальный инженер поделился с близким другом – писателем-фантастом Григорием Адамовым, опубликовавшим впоследствии знаменитый роман «Тайна двух океанов». В нем советская подводная лодка, попавшая в ледовую западню, освобождается из плена, прожигая гигантский айсберг за счет повышения температуры прочного корпуса.
Доставленные фельдъегерской связью в Москву эти документы были сопоставлены с трофейными и выяснилось невероятное. Чертежи Либеревского и чертежи немецких ученых почти до мелочей совпадали.