(Из архивных документов). Министр государственной безопасности Абакумов Президенту Академии наук СССР Вавилову.
«Прошу предоставить в мое личное распоряжение группу экспертов. Ученых геофизиков и инженеров – конструкторов горнопроходческого оборудования».
18 мая 1949 года.
Изучив все имеющиеся материалы, эксперты доложили Абакумову, что проблема им ясна, технически разрешима и не вызывает вопросов, за исключением системы навигации, которая подлежит доработке. А через несколько месяцев была готова и опытная модель чудо – лодки.
С такими сенсационными материалами можно было идти к И.В. Сталину. И кто знает, не появилось – ли бы супер оружие в СССР в недалеком будущем. Однако помешала ведомственная вражда. Всесильный шеф НКВД Л.П.Берия по своим каналам тоже получил информацию о «субтерине» и сделал все, чтобы разработка не стала известна Вождю.
В результате, в 1954 Абакумова расстреляли, инкриминировав ему множество «грехов», а проведение дальнейших работ поставили под сомнение. К этому приложил руку и тогдашний нарком вооружений Д.Ф. Устинов, ратовавший за продвижение атомного проекта, который бурно развивался под кураторством Берии.
До начала 60-х годов о «субтерине» забудут.
Летом 1962 года, жители поселка Громовка на западном побережье Крыма, в 24 часа будут выселены в соседний городок Черноморск. Им выделят щедрые субсидии, новое жилье и сообщат, что на месте поселка будет возведен научный центр для ученых, а их дома переоборудуют в коттеджи. На самом деле в крымской степи готовились к строительству «режимного» завода для выпуска подземных лодок. В этом выгодном оборонном заказе должны были участвовать и предприятия УССР.
Тогдашний советский лидер Н.С. Хрущев, подаривший Украине Крым, решил сделать еще один подарок братскому народу. Как бывший шахтер он понимал стратегическую важность проекта и взял его под личный контроль.
(Из архивных документов). «Предусмотреть в семилетний план экономического развития Украинской ССР строительство объекта по производству оборонной продукции, выделив соответствующие ассигнования из бюджета Министерства обороны». Постановление ЦК КПСС от 3 мая 1962 года.
Завод в Крыму был построен в рекордные даже для того времени сроки – за два года. Официально он значился как тепловая электростанция, работавшая на энергии ветра.
Курировал все работы Министр обороны маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский, а их секретность обеспечивало 3-е Управление КГБ СССР.
Историческая справка: Малиновский Родион Яковлевич (1898, Одесса – 1967, Москва)
Советский военный деятель. Воспитывался без отца в бедной семье, в тяжелой нравственной обстановке. После окончания церковно-приходской школы в 1911 Малиновский ушел из дома. Работал разнорабочим, подручным в галантерейном магазине. В 1914 упросил солдат, отправляющихся на фронт, взять его в воинский эшелон, после чего был зачислен добровольцем в пулеметную команду 256-го Елисаветградского пехотного полка. В окт. 1914 получил первую боевую награду – Георгиевский крест 4-й степени и был эвакуирован в тыл по ранению. В февр. 1916 прибыл в составе рус. экспедиционного корпуса во Францию, где за храбрость был награжден.
После Февральской революции в России Малиновский был избран председателем ротного комитета. Малиновский был отправлен на каменоломни, как и те русские солдаты, которые были разоружены во Франции после Октябрьской рев. 1917. Малиновский согласился вступить в Иностранный легион французской армии, где воевал до капитуляции Германии.
В 1919 вернулся в Россию и стал служить в РККА, сражался на Восточном фронте против А.В. Колчака. В 20-е гг. прошел путь от командира взвода до командира батальона. В 1926 вступил в ВКП(б).
В 1930 окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе и служил на руководящих штабных должностях. В 1937 – 1938 участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканского правительства. С 1939 преподавал в Военной академии им. М.В. Фрунзе. Великую Отечественную войну Малиновский встретил командиром 48-го стрелкового корпуса на границе СССР по р. Прут.
В авг. 1941 был назначен командующим 6-й армией и вел тяжелые оборонительные бои. В 1941 – 1942 командовал Южным и Сев.-Кавказским фронтом. В 1942 отличился, командуя разгромом фашистской группы армий, шедших на по мощь окруженным немецким войскам под Сталинградом.
С 1943 командовал войсками Южного, затем Юго-Зап. фронта, освобождал Николаев и Одессу. Малиновский вместе с Ф.И. Толбухиным блестяще провел Ясско-Кишиневскую операцию, когда было нанесено поражение группе армий «Юг». Сыграл большую роль при освобождении Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии. В 1944 Малиновский было присвоено звание Маршала Сов. Союза. После капитуляции Германии он командовал войсками Забайкальского фронта и нанес главный удар по японской Квантунской армии, за что был удостоен звания Героя Сов. Союза.
После окончания войны занимал командные должности. В 1957 – 1967 являлся министром обороны СССР. В 1958 Малиновский получил вторую Золотую Звезду, был награжден высшим военным орденом «Победа», многими орденами и медалями. Похоронен у Кремлевской стены.
Уже к весне 1964 года был создан опытный образец подземной лодки с титановым корпусом, заостренным носом и обтекаемой кормой.
Диаметр ее составлял три метра, длина двадцать. «Субтерина» казалась настоящей красавицей, во всяком случае, для тех, кто ее видел. В специальную хронику ее не внесли, хотя военная летопись в то время велась со всей тщательностью.
Экипаж лодки состоял из пяти человек, она могла принять на борт 15 бойцов и тонну боеприпасов, в том числе ядерных. В боевую задачу записали так: «Обнаружение и уничтожение командных пунктов и ракетных шахт противника».
Подземную лодку Никита Сергеевич осмотрел лично.
– Мы должны делать такие лодки как сосиски на конвейере, – заявил он. Правда, потом высказался несколько иначе в отношении ракет, которые полюбил всем сердцем. Но «субтерину не забыл, да и возможно ли забыть такое.
Советского лидера и военное руководство Страны привлекал в подземной лодке фактор внезапности и многоцелевого использования. Обнаружить ее новейшими средствами локации было невозможно, хотя американцы и обладали ими. Конечно, для решения стратегических задач слово оставалось за ракетами.
Но как тактическое средство, подземная лодка обладала неисчерпаемыми возможностями. Она скрытно могла доставлять ядерные заряды в любую точку мира, высаживать разведовательно-диверсионные и боевые группы в тылу противника, использоваться в строительстве особо секретных подводных и подземных военных объектов, решать другие, не менее важные задачи.
В середине шестидесятых наши атомные субмарины легко достигали американских берегов. Со временем планировалось доставлять туда и субтерины. Теми же атомоходами.
Боевые испытания нового оружия решили провести на территории Уральского военного округа. Он за пределами досягаемости иностранных дипломатов и назойливых туристов, места там пустынные и грунты более плотные. Даже спустя сорок лет грандиозная шахта, оставшаяся от тех испытаний, поражает воображение…
(Из архивных документов). Министр Обороны Малиновский командующему войсками Уральского военного округа Грознецкому. «Приказываю обеспечить проведение учений с применением нового вида оружия. Начальникам родов войск наладить оперативное взаимодействие личного состава и техники».
15 августа 1964 года.
Испытания первого подземного крейсера, получившего название «Боевой крот», прошли осенью 1964 года и показали небывалые результаты.
Подземная лодка, внедрившись в грунт, прошла за час «как по маслу», пятнадцать километров скальных пород и разрушила подземный бетонный бункер условного противника. Необходимая энергия вырабатывалась ядерным реактором.
«Невероятно!», – такой была первая реакция на командном пункте.
Результаты испытаний поразили даже бывалых военных. Новое оружие выглядело фантастикой, но фантастикой в действии. Эксперимент решили повторить на более высокой скорости. Но случилось страшное. Лодка неожиданно взорвалась. Экипаж и десантники погибли.
Не удалось спастись и командиру – полковнику Будникову.
Конкретные причины взрыва подземной лодки до сих пор засекречены. Остались только загадочные всплески на сейсмограммах и недоумение американцев. «Как же так?! Ведь недавно договорились о запрещении ядерных испытаний».
(Из архивных документов). «Семен Будников. Участник Великой Отечественной войны. Военный советник в Северной Корее. Награжден правительственными орденами и медалями.
За громкой парадной демонстрацией советских достижений в военной науке и технике скрывались реальные проблемы оборонного проекта. Между инженерами и военными начались серьезные конфликты.
Протоколы рабочих совещаний тут же засекретили. Но разговоры все же пошли. «Огромные бюджетные суммы буквально зарываются в землю…».
После аварии в Уральских горах принятие решений по подземной лодке решили отложить.
В стране сменилась власть, высшие посты занял Л.И.Брежнев, куратором проекта был назначен секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов. Этот могущественный человек уже когда-то приложил руку к закрытию проекта.
После шестидесятых и первых полетов в космос, Устинов и его окружение продвигали идею доставки ракетного оружия на околоземную орбиту. Сейчас это покажется мифом, но на высшем уровне обсуждалась программа – построить командный пункт управления оружием стратегического назначения на Луне.
Роман прозорливого французского писателя Жюля Верна «Из пушки на Луну», едва не стал советской ядерной доктриной.