О культуре народа справедливо судят по ее выдающимся представителям: писателям, поэтам, художникам, артистам, ученым, философам-просветителям, проповедникам, публицистам, изобретателям и т.п. Они формируют духовный климат общества, обогащают культуру своим творчеством, определяют высшие его достижения. Усилиями интеллектуальной и творческой элиты общества обеспечивается прогресс знаний, техники, развитие искусств, утверждение эстетических и нравственных идеалов, принципов гуманизма. Неслучайно писателей называют инженерами человеческих душ. Но в наши дни души оказались в еще большей мере во власти телевидения и кинематографа, их подчиняют себе средства массовой информации.

Элита несет культуру в массы. Правда, здесь нужно оговориться. Те, кого обычно относят к интеллектуальной элите общества, включая ее наиболее влиятельную часть – политический класс, достаточно разнородны. Отнюдь не всех из них можно считать носителями культуры. Бескультурье, невежество, пошлость, безнравственность, беспринципность также имеют представителей в элите. Они, используя свое влияние, могут растлевать человеческие души, насаждать ложные знания и идеалы, прививать дурные вкусы и нормы поведения. В культуре, как и в обществе, наблюдается столкновение добра и зла, возвышенного и низменного, новаторства и ретроградства. Через борьбу противоречий в конечном счете совершается поступательное развитие, но, возможно, при этом случается временное движение вспять. Смена социального строя на основе радикально-либеральных реформ ввергла российское общество в глубокий кризис, сопровождавшийся деградацией массовой и элитарной культур.

Падение уровня культуры – серьезный тормоз в экономическом развитии. К сожалению, это обычно недооценивается. Укажу лишь на некоторые линии взаимовлияния двух упомянутых сфер общественной жизни. Анализ требует раздельного рассмотрения роли элитарной и массовой культур. И та и другая, разумеется, взаимосвязаны, но по-разному воздействуют на экономику. Повышение ее эффективности и конкурентоспособности более зависит от состояния массовой культуры, нежели культуры элитарной. По крайней мере, это относится к текущему развитию. В стратегическом плане определяющее значение принадлежит элитарной культуре.

Примеры низкого культурного уровня основной массы населения встречаются на каждом шагу. Причем отсутствие противодействия бескультурью ведет к его усилению. Несоблюдение законов и элементарных норм поведения в коллективе и обществе, своекорыстие и эгоизм, попирающие интересы окружающих, необязательность, разгильдяйство, индивидуализм, пренебрегающий малейшим проявлением человеческой солидарности и взаимовыручки, – все это отравляет социальный климат в стране, отрицательно влияет на трудовую и экономическую деятельность. Еще более деструктивные последствия имеет массовое распространение коррупции, воровства и мошенничества, которые превращаются в смертельную болезнь экономики. Она страдает также от пьянства и наркомании, самодурства чиновничества. Небезобидны и такие проявления бескультурья, как нарушение правил гигиены и чистоплотности, загрязнение окружающей среды, варварское отношение к природе. В результате экономика несет значительные потери, ухудшается качество жизни населения, страдает его здоровье. Страна вынуждена содержать огромную армию блюстителей порядка и частных охранников, раздувать контролирующие бюрократические структуры. На уборку мусора и хлама в местах общественного пользования приходится затрачивать немалые усилия и средства.

Нежелание соблюдать дорожные правила, стремление обойти других в автомобильном заторе, обрести преимущество за счет законопослушных водителей – типичная картина в современной России. Результатом этого становятся тысячи аварий, многочисленные человеческие жертвы. Люди бесполезно теряют время, не говоря уже об утрате имущества и здоровья. Наша страна – рекордсмен по числу смертей на дорогах в расчете на 1000 автомашин. Экономика терпит гигантские убытки от катастроф, пожаров и других бедствий, причина которых в человеческом факторе, низкой профессиональной культуре, недисциплинированности, халатном отношении к своим обязанностям.

О тревожном состоянии массовой культуры свидетельствует высокий уровень преступности и коррупции в России. Он является, несомненно, продуктом многих неблагоприятных обстоятельств – прежде всего обнищания значительных масс населения, а также слабости государства и его правоохранительных институтов. Но нельзя не видеть и того, что в ходе поспешных и непродуманных реформ подрывались духовные устои общества, обесценивались его культура и ее носители. Более того, телевидение и печать потакают самым низменным вкусам и интересам людей. Насилие, бандитизм, секс стали основными темами книг и передач. «Носители культуры», в сущности, сознательно растлевают общество. Мошеннические махинации «МММ», жертвами которых стали десятки тысяч доверчивых людей, даже рекламировались по телевидению. Средства массовой информации пропагандируют роскошную жизнь людей высшего класса и западные стандарты потребления, недоступные большинству российского народа. Простой человек, едва сводящий концы с концами и обремененный многочисленными житейскими проблемами, ощущает себя униженным. Общество обрекали и продолжают обрекать на духовную опустошенность. Это сказывается па производительности труда. Добросовестность и самоотверженный труд оказываются невостребованными и невознагражденными морально и материально. Более того, они нередко наказываются теми, кому халтура и обман обеспечивают дармовой заработок.

К перечню изъянов духовно-нравственного состояния общества необходимо добавить отсутствие должной политической культуры, гражданской ответственности за положение дел в стране. Те, кто с воодушевлением воспринял перемены и возлагал большие надежды на реформы, испытали разочарование, разуверились в реформаторах. Из последних же никто не извинился за свои чудовищные просчеты и ошибки, тем более не понес наказания. Большинство из них вновь на вершине карьерной лестницы, мелькают на телевизионных экранах.

Обнищание большого слоя населения, заботы о выживании не оставляли многим людям сил и времени для общественной активности, размышлений о политике. Средства массовой информации отвлекали их внимание от неурядиц в жизни показом по телевизору остросюжетных сериалов, низкопробного эстрадного юмора, музыкальных шоу, спортивных программ. Их сознанием манипулировали, предлагая ту информацию, которая устраивала власти. В таких условиях формирование гражданского общества и эффективной демократии становилось труднодостижимым. Дефицит политической культуры превратился в препятствие на пути раскрытия творческого потенциала нации и совершенствования общественного устройства, осложнил возрождение экономики.

В противодействии падению уровня массовой культуры важнейшая роль принадлежит творческой интеллигенции, публичным политикам, общественным и религиозным деятелям, лидерам бизнеса. Они в идеале должны были бы показывать пример владения знаниями, культурой, интеллигентного и ответственного поведения, бережного отношения к национальному культурному наследию, нравственным ценностям. Их роль в выявлении ошибок и просчетов в политике и исправлении ее курса, в сохранении национальной культуры могла бы быть весьма существенной. К сожалению, российская элита, прежде всего политическая, оказалась не на высоте положения. Уровень ее опыта и знаний явно не соответствовал масштабам предпринятых преобразований, а моральные устои уступили жажде власти и быстрого обогащения. Тем самым были заданы порочные ориентиры поведения для значительной массы населения. Духовные ценности были быстро забыты в угоду меркантильным интересам. Рынок нуждался в массовом и невзыскательном спросе, обещающем быстрые и крупные доходы.

Дорогостоящая элитарная культура оказалась невостребованной, поскольку имела узкий круг потребителей, а ее достижения не обещали быстрых денег. Поэтому отнюдь не случайно в литературе, кино, на телевидении перестал быть героем честный и добросовестный труженик, к тому же в одночасье обедневший. Его место заняли рыцари удачи – нувориши, мафиози, бандиты и мошенники разных мастей, окруженные своими прихлебателями. Учителя, врачи, ученые и многие другие представители интеллигенции и бывшего среднего класса превратились в «новых бедных». Их социальный статус опустился, а на авансцену общественного внимания вышли «новые русские» с их дорогими автомобилями, роскошными квартирами, загородными виллами и другими атрибутами высокого социального статуса. Состояния сомнительного происхождения превратились в символы успеха рыночных реформ – символы, вызывающие недобрые чувства обедневшего населения.

Коммерциализация общественных отношений сказалась на творческой интеллигенции, литературе, кино, музыкальном, театральном и изобразительном искусствах. Многие служители культуры пожертвовали высокими идеалами доброго и вечного в угоду нетребовательному спросу массовой аудитории на развлечения, а вернее, на отвлечение от удручающей повседневности. От школ потребовали сокращения часов, отводимых на изучение русской классической литературы и языка. Лучшие образцы духовного творчества нации оказывались все менее востребованными и утрачивали воспитательную роль.

Рыночные свободы отрицают нерыночные закономерности развития культуры. Примеров антагонизма рынка и нравственности, рынка и культуры более чем достаточно. Противопоставить им можно немногие положительные факты. Поэтому все громче слышатся призывы сдерживать рыночный эгоизм, безудержную погоню за наживой, требовать от предпринимателей и чиновничества социальной ответственности. Другими словами, общество ждет от них заботы не только о своем, но и об общественном благе.

Экономика страдает от негативных перемен в сознании и поведении людей. Грубость, озлобленность, с которыми люди сталкиваются дома и вне дома, способны надолго испортить настроение. Они отравляют социальный климат, отражаются на качестве и производительности труда. Пока нравственные нормы и принципы не станут частью общей культуры, надо принуждать к законопослушанию, к соблюдению правил общежития, используя авторитет власти, печати, телевидения. Велика роль в воспитании культуры и нравственности всей системы образования. Но, кажется, это не заботит авторов реформ в данной сфере. Правилам вежливости, бытовой гигиены, поведения в общественных местах и многому другому детей по-настоящему в школах не учат. Далеко не всякая се­мья может восполнить этот недостаток.

Подъем культуры во всех ее проявлениях не может не находиться в числе приоритетных задач государства. Это – важнейшая предпосылка модернизации экономики, гармоничного развития и процветания всего общества. Здесь нельзя ожидать быстрых и ощутимых улучшений. Одними пропагандистскими кампаниями в прессе и на телевидении дело не исправить. Требуется длительная и настойчивая культурно-воспитательная и просветительная работа, причем особое внимание следует уделять подрастающему поколению. Селекция высоконравственных и авторитетных воспитателей не стала пока заботой властей. Поборникам технических инноваций как фактора обновления страны не следует забывать, что инвестиции в наращивание культурного потенциала нации способны принести не меньшую, а даже большую отдачу для дела модернизации страны.

Надеюсь, что высказанные мною соображения помогут нахождению ответов на вызовы назревающих и совершающихся в развитии нашей цивилизации, как и всего мира, кардинальных сдвигов.

 

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS