Евразийский союз: принципиальные мировоззренческие основания
А. Дугин
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 18
А.Г. Дугин – философ, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии международных отношений и руководитель Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, лидер Международного Евразийского движения
Прошло 18 лет с момента объявления Нурсултаном Назарбаевым идеи Евразийского союза и обозначения в целом евразийского вектора. Мы живем сегодня в ином мире, и в этом мире евразийство – уже не только блистательный замысел, но реальный, действующий фактор, с которым не считаться больше нельзя. Тогда – 18 лет назад – произошло поворотное событие в ткани евразийской идеологии. Подобная ткань – очень тонкая субстанция. Мировоззрение рождается, зреет, развивается и воплощается в реальность по замысловатым законам, как происходит становление живого существа. Организации, структуры, даже государства создаются и разрушаются, подчас исчезают, а формирование мировоззренческой ткани продолжается независимо ни от чего. Это тайные законы жизни духа.
В конце прошлого года вышла знаменательная статья Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня». Шаги, которые Владимир Путин и президенты Казахстана и Белоруссии – Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко – предприняли после публикации своих программных статей о Евразийском союзе в «Известиях», показывают, что это не просто отдельные заявления. Ведь об интеграции постсоветского пространства говорилось много, и о том, что отношения со странами СНГ являются приоритетными, писалось достаточно тем же Путиным и другими политическими деятелями. Но Путин не просто эту тему назвал – он начал последовательные шаги по реализации проектов Таможенного союза, по созданию в СНГ Зоны свободной торговли. То есть за дело строительства Евразийского союза Путин взялся всерьез. Речь идет о долгосрочной стратегии, мы имеем дело с программой.
Мы живем сегодня в ином мире, и в этом мире евразийство – уже не только
блистательный замысел, но реальный, действующий фактор, с которым
не считаться больше нельзя.
Очень важно то, что именно Путин, Назарбаев и Лукашенко сделали свои страны локомотивами евразийской интеграции. Этого не произошло с Украиной, хотя без Украины трудно представить будущий Евразийский союз и с экономической точки зрения Украина выиграла бы от интеграционного проекта, как никто другой. Следовательно, дело не в экономике, или, точнее, не только в экономике, но и в политической воле. Кроме того, существуют особенности в политических системах России, Казахстана и Белоруссии, которые делают интеграцию желательным императивом для руководства этих стран.
Демократия и стабильность: русский фактор евразийства
Проблемы, которые сегодня стоят перед Россией, Белоруссией и Казахстаном, принадлежат к общему «семейству» вызовов. И Россия, и Белоруссия, и Казахстан строят демократию, но этот процесс вписан в конкретный географический, исторический и культурный контекст. Демократия и в России, и в Белоруссии, и в Казахстане находится в процессе становления. Поэтому периодически возникает опасность искажения этого процесса как в сторону рецидива авторитарных тенденций, так и наоборот – в сторону впадения в хаос и неуправляемость. Путин, Назарбаев и Лукашенко находятся в каком-то смысле в похожем положении. Каждый из них – популярный у себя на родине демократический правитель, стремящийся к долгосрочной стабильности в своей стране и к сближению со всеми государствами постсоветского пространства. Отмеченные сходства между Казахстаном, Белоруссией и Россией существенно способствуют приближению того момента, когда можно будет говорить о реальном создании Евразийского союза. В первую очередь это касается взаимоотношений между Москвой и Астаной, ведь ключ к интеграции всего постсоветского пространства – это именно ось Москва–Астана с крайне желательным привлечением к этой конфигурации Киева. Вхождение в Евразийский союз на правах одного из основоположников интеграционного проекта Белоруссии – проявление государственной мудрости президента Лукашенко, понимающего безальтернативность евразийской интеграции и озабоченного максимально продуктивным встраиванием своей страны в этот проект. Иными словами, становится все более очевидным, что Путин, Назарбаев и Лукашенко стоят на евразийских позициях и следуют евразийским курсом. Этим курсом невозможно следовать в одиночку, поскольку речь идет о сближении друг с другом разных стран, народов, культур, экономик, социальных систем. Эти процессы у нас идут по-разному, но их общий ритм и общий характер очень похожи.