Евразийство – между проблемами Европы
и ошибками России
Д. Выдрин
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 26
Д.И. Выдрин – писатель, политолог (Киев)
Перефразируя известное изречение классика, скажу, что все несчастливые страны одинаково искренне тянутся к союзу со счастливыми и по-разному лукаво строят отношения с другими несчастными.
Украинская разношерстная элита, измученная внутренней борьбой, истощенная изнурительным состязанием за власть, уставшая от взаимного недоверия, непонимания и подлости, вполне искренне консолидированно стремится в Европу, мечтая найти в ней тихую гавань. И власть, и оппозиция мечтают о глобальной передышке, о гарантиях спокойной и счастливой старости, о надежных счетах в банках, которые не обваливаются, не исчезают и не меняют вдруг владельцев.
Все несчастливые страны одинаково искренне тянутся к союзу со счастливыми
и по-разному лукаво строят отношения с другими несчастными.
Сейчас эта мечта оказалась поколеблена тем, что европейские страны вдруг перестали излучать немыслимое счастье, благодать, оптимизм и спокойствие.
Казалось бы, это должно было широко распахнуть окно возможностей для новых форм сотрудничества со старыми партнерами, вдохнуть новую энергетику в старые мехи Единого экономического пространства, Таможенного союза – евразийства в целом. Но этого почему-то не произошло. Можно, конечно, обвинять в этом украинскую власть, коря ее за непоследовательность, невыполнение предвыборных обещаний нерушимой дружбы с братским российским народом и преодоления «посторанжевого синдрома». Но я бы лично не торопился это делать.
Лично я думаю, что проблема значительно глубже, чем просто недальновидность, непоследовательность и необязательность нынешней украинской власти.
Если происходит процесс той или иной интеграции (экономической, политической, культурной и т.д., и т.п.), всегда есть интегрирующая и интегрируемая стороны. И главное все же зависит от того, что собой представляет, как себя ведет, как выглядит и как размышляет страна интегрирующая.
Если происходит процесс экономической, политической, культурной и т.д. интеграции,
всегда есть интегрирующая и интегрируемая стороны. И главное зависит от того,
что собой представляет, как себя ведет, как выглядит и как размышляет страна
интегрирующая.
Безусловно, на евразийском пространстве именно РФ является таким движителем, идеологом и интересантом. Ну, как, скажем, Германия в начале евросоюзовского проекта. Поэтому я думаю, что все-таки здесь нужно искать основные истоки успехов или провалов интеграционного процесса.
Недавно мне пришлось побывать в Беловежье, где проходила большая конференция своеобразного подытоживания результатов первого двадцатилетия постсоюзного существования. Были представлены известными сильными докладчиками практически все бывшие советские страны. И странным выглядело то, что все причины распада Союза сводились к субъективным актам предательства, измены и продажности последнего советского руководства. Горбачев в этих докладах выступал этаким невероятным былинным богатырем, который чуть ли не в одиночку развалил, растоптал, покрошил нерушимое братство народов, единое духовное пространство, казалось бы, неразрывную экономику и технологическую взаимозависимость.