Никола Пуссен. Танец под музыку времени. 1636

Мысли вслух о Евразийском союзе
С. Хатунцев

Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 44

С.В. Хатунцев – кандидат исторических наук, автор работ по истории, философии и геополитике, в том числе монографии «Константин Леонтьев: интеллектуальная биография (1850–1874 гг.)»

Од­ним из са­мых за­мет­ных трен­дов на­ше­го вре­ме­ни яв­ля­ет­ся тен­ден­ция к фор­ми­ро­ва­нию раз­лич­но­го ро­да меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций, в част­нос­ти – ре­ги­о­наль­ных и над­ре­ги­о­наль­ных тор­го­во-эко­но­ми­чес­ких объ­е­ди­не­ний, «по­ли­ти­чес­ких клу­бов» и т.д. Это Ев­ро­со­юз (ЕС) и Ев­ро­пейс­кая ас­со­ци­а­ция сво­бод­ной тор­гов­ли (ЕАСТ) в Ста­ром Све­те, се­ве­ро­а­ме­ри­ка­нс­кая НАФ­ТА, УНА­СУР (а так­же МЕР­КО­СУР и Андское со­об­ще­ст­во) в Юж­ной Аме­ри­ке, АСЕ­АН в Юго-Вос­точ­ной Азии, Со­вет сот­руд­ни­че­ст­ва арабс­ких го­су­дарств Пер­си­дс­ко­го за­ли­ва (ССАГПС), Аф­ри­ка­нс­кий со­юз (АС), Ас­со­ци­а­ция ре­ги­о­наль­но­го сот­руд­ни­че­ст­ва стран Юж­ной Азии (СА­АРК) и мно­же­ст­во дру­гих. Нап­ри­мер, Бо­ли­ва­ри­а­нс­кий со­юз не­ко­то­рых стран Юж­ной Аме­ри­ки и Ка­ри­бс­ко­го бас­сей­на.

В том же ря­ду на­хо­дит­ся и действу­ю­щий ны­не Та­мо­жен­ный со­юз Рос­сии, Ка­за­хс­та­на и Бе­ло­рус­сии, вы­рос­ший из Ев­ра­зийс­ко­го эко­но­ми­чес­ко­го со­об­ще­ст­ва (Ев­рА­зЭС) и прев­ра­ща­ю­щий­ся ны­не в Еди­ное эко­но­ми­чес­кое прост­ра­н­ство, ко­то­рое, в свою оче­редь, со вре­ме­нем мо­жет «до­рас­ти» до Ев­ра­зийс­ко­го (эко­но­ми­чес­ко­го) со­ю­за.

В свя­зи с этим воз­ни­ка­ют впол­не ре­зон­ные воп­ро­сы – ка­ко­вы перс­пек­ти­вы это­го Ев­ра­зийс­ко­го со­ю­за, ка­ким он мо­жет или же дол­жен быть (нап­ри­мер, где луч­ше все­го рас­по­ло­жить его ру­бе­жи, ка­ко­вы его оп­ти­маль­ные тер­ри­то­ри­аль­ные па­ра­мет­ры)?

Евразийский союз, как и остальные проекты евразийской интеграции,
является проектом цивилизационным. В отдаленной перспективе он
может привести к созданию государства-цивилизации с конфедеративным
или даже с федеративным устройством – равно как и Евросоюз.
Успешными оба эти проекта могут быть лишь в том случае, если
объединят народы и территории, обладающие цивилизационной идентичностью.

Но сна­ча­ла нем­но­го ис­то­рии. Сло­во­со­че­та­ние «Ев­ра­зийс­кий со­юз» от­сы­ла­ет к ев­ра­зий­ству – те­че­нию об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­кой мыс­ли, сло­жив­ше­му­ся в сре­де рус­ской эмиг­ра­ции в 20–30-х го­дах прош­ло­го ве­ка. Круп­ней­шие предс­та­ви­те­ли ев­ра­зий­ства – линг­вист и фи­ло­соф Ни­ко­лай Тру­бец­кой, ге­ог­раф Петр Са­виц­кий, ис­то­рик Ге­ор­гий Вер­на­дс­кий, пра­во­вед Ни­ко­лай Алек­се­ев. Суть ев­ра­зий­ства сво­ди­лось к ут­ве­рж­де­нию, что Рос­сия предс­тав­ля­ет со­бой осо­бую ци­ви­ли­за­цию, на­хо­дя­щу­ю­ся меж­ду Вос­то­ком и За­па­дом и яв­ля­ю­щу­ю­ся сво­е­об­раз­ным «мос­том» меж­ду ни­ми. Этот мир ев­ра­зий­цы на­зы­ва­ли Рос­сия-Ев­ра­зия. Пред­те­чей ев­ра­зий­ства мож­но счи­тать – впро­чем, кос­вен­но и ско­рее в от­ри­ца­тель­ном смыс­ле – очень не­од­ноз­нач­но­го мыс­ли­те­ля Пет­ра Ча­ада­е­ва, ко­то­рый от идеи, что Рос­сия не при­над­ле­жит ни к Вос­то­ку, ни к За­па­ду, на скло­не лет приб­ли­зил­ся к мыс­ли, что она яв­ля­ет­ся осо­бым, са­мос­то­я­тель­ным куль­тур­но-ис­то­ри­чес­ким ми­ром. СпинВин - космическое онлайн казино с бонус +100% на депозит за регистрацию Не упускай свой шанс, играй в СпинВин! Ев­ра­зий­цы свя­за­ны со сла­вя­но­фильс­том и не­ос­ла­вя­но­филь­ством, в част­нос­ти, с Ни­ко­ла­ем Да­ни­ле­вс­ким, го­во­рив­шим об «осо­бос­ти» Рос­сии и от­ли­чии ее от Ев­ро­пы, с та­ла­нт­ли­вым кон­сер­ва­тив­ным пуб­ли­цис­том Конс­тан­ти­ном Ле­онть­е­вым, а так­же с круп­ным ис­то­ри­ком-сла­вис­том Вла­ди­ми­ром Ла­ма­нс­ким. Пос­лед­не­го мож­но бы­ло бы наз­вать не­пос­ре­д­ствен­ным пред­ше­ст­вен­ни­ком это­го об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­ко­го уче­ния, как, впро­чем, и приб­ли­жен­но­го к прес­то­лу из­да­те­ля и жур­на­лис­та Эс­пе­ра Ух­то­мс­ко­го. В сов­ре­мен­ной Рос­сии ев­ра­зий­ство из­ве­ст­но преж­де все­го бла­го­да­ря тру­дам Ль­ва Гу­ми­ле­ва и Алек­са­нд­ра Ду­ги­на. Прак­ти­чес­ко­го воп­ло­ще­ния ев­ра­зийс­ких идей – в ви­де ин­тег­ра­ции го­су­дарств, об­ра­зо­вав­ших­ся пос­ле рас­па­да СССР, – с на­ча­ла 1990-х го­дов до­би­ва­ет­ся бес­смен­ный ли­дер Ка­за­хс­та­на Нур­сул­тан На­зар­ба­ев.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS