Евразийский союз – геополитическое контрнаступление России
П. Салин
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 52
П.Б. Салин – директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Центра политической конъюнктуры, кандидат юридических наук
Теоретические основания
О создании нового интеграционного образования на постсоветском пространстве вновь заговорили в начале октября прошлого года, когда была опубликована программная статья Владимира Путина с предложением создать Евразийский союз. Поскольку это произошло спустя короткое время после выдвижения политика на президентский пост, многие наблюдатели поспешили объявить публикацию предвыборным ходом и заявить, что ее «срок годности» закончится 4 марта 2012 года. Действительно, опубликованная статья имела ярко выраженный программный характер и на тот момент могла рассматриваться как старт избирательной кампании премьер-министра. Путин предложил на базе Таможенного союза создать новое образование – Евразийский союз, к которому в перспективе могли бы, по его мнению, присоединиться Киргизия и Таджикистан. При этом ясно видна внутриполитическая направленность инициативы. Во-первых, российский премьер несколько лукавил, называя в качестве наиболее вероятных кандидатов на присоединение названные центральноазиатские республики. Реализация идеи Русского мира невозможна без включения в интеграционное объединение Украины. Во всяком случае российские власти последние пару лет активно работают в данном направлении. Однако Путин не называет эту бывшую советскую республику, не желая обострения отношений как с украинскими властями, так и с Западом, который за последнее время очень много сделал для вывода Украины из российской сферы влияния. Во-вторых, политик подчеркивает, что это объединение будет иметь исключительно экономический характер, а его участники полностью сохранят политический суверенитет. Наконец, российский премьер специально указывает, что Евразийский союз – не конкурент Евросоюза, а способ более выгодной интеграции его членов в ЕС, что также вряд ли является истиной.
Однако в целом внутриполитический расчет Путина весьма точен и соответствует настрою большинства населения России, которое испытывает постимперский синдром и приветствует воссоздание СССР хотя бы в ограниченном масштабе. Такая карта в той или иной форме разыгрывается Путиным практически с самого начала его президентства. В 2005 году прозвучало его резонансное заявление о том, что распад Советского Союза стал «крупнейшей геополитической катастрофой века». Идея эксплуатации постимперского синдрома населения не является оригинальной находкой Путина. Например, в свое время власти Франции, уже не имея ресурсов удерживать контроль над заморскими территориями, предложили на смену идее Французской империи проект Французского мира. В соответствии с ним Париж рассчитывал сохранить значительную долю влияния в своих бывших колониях, но не с помощью военной силы, а на основе единства культуры, языка и экономических связей. В целом Франция справилась с реализацией этого проекта.
Путиным разворачивается сценарий
«осажденной крепости».
Программные предложения Путина были обнародованы в достаточно позитивном контексте, что было обусловлено совокупностью субъективных и объективных факторов. Во-первых, незадолго до этого фактически провалом закончился очередной саммит «Восточного партнерства» в Варшаве. В «Восточном партнерстве» участвуют Украина и Белоруссия. И хотя европейские власти не отказываются от обещаний постепенной интеграции членов партнерства в «единый дом», очевидно, что процесс расширения ЕС в силу развития кризисных явлений заморожен на годы, если не на десятилетия. Во-вторых, почва для выступления Путина была подготовлена и серией жестких высказываний в неоимперском духе ряда российских чиновников, что свидетельствовало о начале розыгрыша конфронтационной карты во внешней политике России. В частности, тогда еще полпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что российский президент может и не приехать на следующий саммит Россия–НАТО в Чикаго. Одновременно с этим была обнародована информация, согласно которой диалог Москвы и Вашингтона по ПРО окончательно зашел в тупик и Россия будет наращивать свои вооружения и совершенствовать средства преодоления противоракетной обороны «вероятного противника».