Североазиатский Союз
В. Близнеков
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 60
В.Л. Близнеков – философ (PhD), юрист-международник, публицист
{div width:385|float:left}{module torjestvo}{/div}Идея постсоветской интеграции «на добровольных началах» бывших советских республик, обретших независимость после распада СССР, до сих пор прельщает немалое число бывших советских граждан, в первую очередь просоветски настроенных представителей старшего поколения. Эти люди привыкли гордится политической мощью бывшей красной империи – СССР, а теперь им остается только грезить восстановлением Советского Союза и рассчитывать с помощью этого решить все политические, экономические и социальные проблемы. На фоне перипетий последних двух десятилетий они, похоже, запамятовали тягчайшие преступления советской эпохи. А таковых было немало. Вспомним хотя бы красный террор, разжигание классовой ненависти, преднамеренное развязывание гражданской войны, массовый голод сельского населения, коллективизацию, уничтожение Русской православной церкви, ГУЛАГ, сталинский террор, насильственные переселения целых народов бывшего СССР в Сибирь и Среднюю Азию. Наконец, из последних преступных решений можно назвать развязывание бессмысленной войны в Афганистане. Политические и экономические издержки советского режима (диктатура КПСС и культ ее вождей, жесткое подавление любого инакомыслия, массовая политическая цензура, экономическая отсталость государства и крайне невысокий жизненный уровень подавляющего большинства населения бывшего СССР) также не принимаются во внимание апологетами возрождения красного колосса. Люди наивно полагают, что сила государства заключается в его «единстве» и все проблемы тут же решатся сами собой, как только это мифическое единство будет восстановлено.
Подобные настроения электората, естественно, пытаются использовать в своих интересах политики, делающие ставку на идею постсоветской интеграции. Среди них, в первую очередь, бывший президент и нынешний премьер-министр России Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Белоруссии Александр Лукашенко.
В декабре 2010 года в Москве на саммите международной экономической организации «Евразийское экономическое сообщество» были достигнуты договоренности о создании Евразийского союза на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Проект Евразийского союза предполагает создание наднациональных структур нового союза государств в форме различных комиссий для координации и контроля над единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством, что, по сути, является неким аналогом современного Европейского союза.
Российская империя не стеснялась открыто провозглашать свою официальную
идеологию – православно-самодержавную, – что являлось важным фактором
привлечения большого количества сторонников. Нынешняя якобы национальная
идея РФ говорит только о форме и предпочитает стыдливо умалчивать
о своем идеологическом содержании.
У обозначенного политического «базиса», конечно же, быстро нашлась идеологическая «надстройка» в лице философов и политологов Александра Дугина, Сергея Гаврова, Игоря Панарина и др., придумавших для идеи постсоветской интеграции красивое название «евразийство» и выдающих это выражение за национальную идею постсоветской России. После распада СССР, в ельцинский период, среди интеллигенции велись жаркие споры о новой национальной идее России, призванной заменить оказавшуюся несостоятельной идею советского «светлого будущего» в форме построения коммунизма. Тогда никакого внятного решения так и не было найдено. К настоящему же моменту идеи евразийства получили широкое распространение. С учетом же политической поддержки таких взглядов влиятельными политическими силами можно говорить о рождении «новой» российской национальной идеи, наконец-то обретенной после распада бывшего СССР, но по иронии судьбы не содержащей по своей сути ничего нового, кроме интенции восстановить утраченное единство бывших советских республик в рамках СССР. Таким образом, идеологи новой национальной идеи России говорят исключительно о возрождении утраченного, о возрождении формы былой империи, вынося за скобки ее идейное содержание. В этом проявляется либо слабость, либо неискренность тех, которые претендуют быть создателями новой официальной идеологии Российской Федерации. Между тем и Советский Союз, и Российская империя не стеснялись открыто провозглашать свои официальные идеологии – соответственно марксистскую и православно-самодержавную, – что являлось важным фактором привлечения большого количество их сторонников. Нынешняя якобы национальная идея РФ говорит только о форме и предпочитает стыдливо умалчивать о своем идеологическом содержании. Такое положение вещей представляется довольно странным. Поэтому стоит прояснить, что же скрывается за понятием «евразийство»?