Россия-Евразия и мировой рынок
Рустем Вахитов
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 134
Р.В. Вахитов – кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета, политический публицист
С начала эпохи перестройки отечественные либералы много и охотно говорят о пагубности советской экономической автаркии и о благотворности вхождения России, равно как и любой другой страны, в мировой рынок. Советские люди и особенно советская интеллигенция даже поначалу поверили в эти рассуждения «передовых экономистов» вроде Егора Гайдара и дали им «карт-бланш». Те произвели шоковую экономическую реформу по рецептам экспертов из МВФ, не слишком стесняясь многочисленности жертв подобного «экономического террора» среди простого народа и утешая всех, что еще немного и все мы будем жить, как в Швеции и Норвегии… и не получили видимого эффекта. Обещанное благополучие до сих пор не наступило. Разумеется, у младореформаторов нашлись умные и витиеватые объяснения произошедшего, и они продолжают убеждать нас, что нужно еще поднатужиться и постараться достичь «высокой конкурентоспособности» и «российское экономическое чудо» на манер чуда японского и южнокорейского не заставит себя ждать…
{div width:265|float:left}{module savitsky}{/div}Однако российские ученые-геополитики и геоэкономисты еще в начале ХХ века предсказывали, что открытие России, как и любой другой внутриконтинентальной страны, для мирового рынка не приведет ни к чему, кроме превращения ее в задворки «глобального капитализма». В доказательство они приводили множество фактов из экономики и географии и опирались на оригинальную русскую традицию геополитики и геоэкономики – евразийство. Одно из таких доказательств приводится теоретиком и лидером евразийства 1920–1930-х годов, экономистом и географом Петром Савицким в статье «Континент-Океан. Россия и мировой рынок», опубликованной в 1921 г. в первом евразийском сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». Аргументы Савицкого не утеряли актуальности до сих пор и достойны того, чтобы их вспомнить еще раз.
Савицкий отмечал, что для международной торговли существенное значение имеет стоимость перевозки товара от одной страны к другой. Однако в излюбленные либералами схемы «чистой экономики» самым бесцеремонным образом вторгается «презренный» географический фактор. Такая перевозка осуществляется главным образом либо по воде, морским транспортом, либо по суше – железнодорожным и автомобильным транспортом. (Приведенное замечание было сделано Савицким более 90 лет тому назад, с тех пор качественным образом изменилась авиация, но даже этот фактор не вносит заметные коррективы в геоэкономические построения Савицкого: количество грузов, перевозимых на самолетах, до сих пор несопоставимо с объемом грузоперевозок по железной дороге.) Вместе с тем стоимость перевозки по суше гораздо выше стоимости перевозки по морю (что естественно: для морских перевозок нужен лишь порт да корабль, железную дорогу же нужно строить, обслуживать и т.п.). «В расчете на одинаковое расстояние, – указывал Савицкий, – германский железнодорожный тариф перед войной (имеется в виду Первая мировая война. – Р.В.) был приблизительно в пятьдесят раз выше океанского фрахта». Из этого ученый делал вывод, что расходы на перевозки при морской торговле можно практически не учитывать по сравнению с теми суммами, которые тратятся при континентальной торговле.