«Дикие карты» и отклонения от хода истории
О. Бахтияров
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 180
О.Г. Бахтияров – генеральный директор Университета эффективного развития (Киев), разработчик концепции психонетики – технологий использования ресурсов сознания, автор книг «Постинформационные технологии: введение в психонетику», «Деконцентрация», «Активное сознание»
Время перемен
{div width:385|float:left}{module Ancient_of-Days}{/div}Конец эпохи (а мы явно присутствуем при конце сложившегося политического, геополитического, культурного порядка, по крайней мере, это становится общим местом в рассуждениях ведущих аналитиков) заставляет задуматься, какой порядок установится «после конца». Что наступит потом – после времени перемен?
Конец эпохи предвещает множество событий – очередную трансформацию политического режима в России, смену культурной и расовой доминанты в Европе, сдвиги глобальной геополитической конфигурации, наступление новой технологической эпохи, отказ от существующих финансово-экономических инструментов и, наконец, распад старой и появление новой идеологической карты. Все эти события увязаны друг с другом и могут быть поняты лишь как частные случаи одного большого цивилизационного Перехода, который может состояться (и тогда это действительно будет Переход) или не состояться (и тогда вместо Перехода произойдет Откат).
Аналитика и прогностика в условиях глобальных перемен уже не в состоянии опираться на методы обычной экстраполяции видимых трендов и нахождения точек ветвления исторических процессов. Любой прогноз новой эпохи, который дается в конце старой, будет ошибочным: тенденции прерываются, и таблицы мыслимых вариантов уже заполнены. Это означает, что место прогнозов занимают проекты, опирающиеся на совершенно иную аналитику – аналитику непредсказуемых и немыслимых событий, «диких карт» (Сергей Переслегин), «черных лебедей» (Нассим Талеб), не проистекающих из видимых процессов и тенденций.
«Конец эпохи предвещает множество событий – очередную трансформацию
политического режима в России, смену культурной и расовой доминанты
в Европе, сдвиги глобальной геополитической конфигурации, наступление
новой технологической эпохи, отказ от существующих финансово-экономических
инструментов и, наконец, распад старой и появление новой идеологической карты.
«Дикие карты» никак не проявляют себя в текущей реальности, они виртуальны, и потому аналитика «диких карт»/«черных лебедей» – это особая аналитика. Это выявление «материи» исторических мутаций, постулирование особого виртуального мутационного процесса, лишь изредка вторгающегося в актуальность. Такой процесс раньше улавливался только визионерами-фантастами, но сейчас он начинает попадать в поле зрения и аналитического сообщества (взять хотя бы уже упомянутые «дикие карты будущего» Переслегина или «теорию виртуальности» Сергея Дацюка).
Аналитика «диких карт» предполагает обращение к особой истории – истории не закономерных процессов, а отклонений от них. Признание возможности немыслимых событий как проекций виртуальных мутаций реабилитирует и немыслимые действия. Аналитике «диких карт» соответствует планирование отклонений от исторических нормативов. Во времена перемен такая возможность появляется.
Опыт предыдущих отклонений
Предыдущее время перемен (1914–1945 годы) подарило два ярчайших отклонения от исторических нормативов – советский коммунистический эксперимент и германский национал-социалистический проект. И на их примере (отвлекшись от сопровождавших реализацию этих проектов кровавых эксцессов) можно увидеть, как в нормативную реальность вторгается виртуальный мутационный процесс.
Начнем с того, почему мы рассматриваем это как отклонения. Безусловно, что считать отклонением, а что вариацией норматива, зависит от позиции, с которой рассматривается тот или иной феномен. Отклонением будем считать стабильное (то есть существовавшее длительное время) сочетание политического режима и культурных (в том числе и идеологических) форм, воспринимаемое окружающей социокультурной средой как экстремистское, «неправильное» явление, которое невозможно было предусмотреть, опираясь на предшествовавшие тенденции.