Альтернативы глобализации отчуждения:
поиск диалога культур
Л. Булавка
Источник: альманах «Развитие и экономика», №2, март 2012, стр. 190
Л.А. Булавка – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии
Уже двадцать лет не утихают дискуссии – куда идти России? На «Запад» или обратно в СССР?
Но процессы глобализации, не спрашивая ни правителей, ни народы России, все сильнее и глубже поглощают нашу страну, открывая перед ней новые формы сетевой интернет-цивилизации. И одновременно вовлекая ее в свои неразрешимые (в рамках этого типа глобализации) противоречия. Современная Россия в лице ее властного истеблишмента хотя и «комплексует» по поводу своего непрочного признания в глазах Запада, тем не менее уже давно включена (как и в качестве кого – это другой вопрос) в его социально-политические процессы, все более откровенно выражающие симптомы глубокого системного кризиса. Рост гражданского протеста почти во всех странах Европы и глубокий культурный кризис – свидетельства достаточно серьезные. Конечно, далеко не всегда политический кризис сопровождается кризисом культурным (пример – расцвет советской культуры в брежневский период), но последний всегда означает, что «подгнило что-то в Датском государстве».
«Все более значимой становится проблема утверждения принципа
субъектного бытия человека в социуме и в культуре, позволяющего
искать альтернативу рабскому существованию (сытому или голодному –
это уже не столь важно) в качестве функции капитала, бюрократии,
рынка, фетишизма правил...
И события последнего времени подтверждают это все с большей очевидностью. Они показывают и то, что для современного западного сообщества (впрочем, как и для российского) все более значимой становится проблема, но уже не модернизации (этот «поезд» ушел), а перезагрузки самой его субстанции, самой его основы. Такой перезагрузки, которая исходила бы из утверждения принципа субъектного бытия человека в социуме и в культуре. Именно на основе принципа субъектного бытия индивида только и можно искать альтернативу рабскому существованию (сытому или голодному – это уже не столь важно) современного человека в качестве функции (капитала, бюрократии, рынка, фетишизма правил).
Необходимость подобного субстанционального обновления общественной системы Запада (как и России) неизменно связана с поиском и нового вектора исторической перспективы. Такой поиск себя уже заявляет формулированием общественного запроса, правда, еще не столько на историческую перспективу, сколько на просматривание этой самой перспективы, причем независимо от предпочтения той или иной ее модели (линейной, сферической, обратной, панорамной). Человек сегодня ищет те горизонты, которые дали бы ему возможность обрести ту перспективу, которая стала бы для него онтологической опорой и которая позволила бы ему, говоря словами Александра Блока, «предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного; верить не в то, “чего нет на свете”, а в то, что должно быть». Не поэтому ли в общественных настроениях до сих пор существует активный запрос на тему «СССР»? Эта тема сегодня рассматривается не только через призму утраченных ценностей, но, может быть, еще в большей степени как некий прецедент того типа реальности, который нес в себе, хотя бы в масштабах полувековой истории, перспективу развития, определявшего в значительной степени магистраль мировой истории всего XX века. Неслучайно советская культура явила собою новый тип культуры – всемирной, став в определенном смысле «точкой схода» культур всех народов мира.
Содержание этой перспективы, противоречивое сопряжение ее с онтологическим вектором отдельного человека стало важнейшей составляющей драматургической основы отечественного искусства, а образ «дороги», «пути» – одним из сквозных в нем.