Секулярность формирует культуру свободного выбора, осознанного обновления, навыки
постоянного социального изменения, ментальность эксперимента, прогресса,
модернизации, столь отличные от синхронистичных схем мандалической замкнутости.

«Не мир, но меч»

Се­ку­ляр­ность рас­се­ка­ет це­ло­ст­ность бы­тия на се­па­рат­ные прост­ра­н­ства, раз­де­ляя «при­мор­ди­аль­ные во­ды» че­ло­ве­чес­ко­го об­ще­жи­тия. От­де­ляя вре­мен­ное от веч­но­го – но об­ра­щен­но­го в ста­ти­ку нор­ма­тив­но-при­выч­но­го – и от­чуж­дая пра­во­по­ря­док от влас­ти ме­та­фи­зи­чес­кой тра­ди­ции (то есть действуя как сво­е­го ро­да со­ци­аль­ная брит­ва Ок­ка­ма), се­ку­ляр­ность ут­ве­рж­да­ет ав­то­ном­ность пуб­лич­ной сфе­ры от инс­ти­ту­та пря­мых кон­фес­си­о­наль­но-пра­во­вых ре­гу­ля­ций, ле­га­ли­зуя со­вер­шен­но иной фор­мат ее не­за­ви­си­мос­ти.

Пе­ре­нап­рав­ле­ние юри­ди­чес­ких и по­ли­ти­чес­ких функ­ций от ре­ли­ги­оз­ных инс­ти­ту­ций к об­ще­ст­ву/го­су­да­р­ству из­бав­ля­ет лю­дей от тра­ди­ци­о­на­ли­с­тской опе­ки и кле­ри­каль­но­го па­тер­на­лиз­ма, при­ви­вая склон­ность к са­мос­то­я­нию. А час­тич­ная сте­ри­ли­за­ция кар­ти­ны ми­ра диск­ре­ди­ти­ру­ет су­е­ве­рия, ин­ду­ци­руя тя­гу к «со­вер­шен­но­лет­не­му» бы­тию. Сво­бод­ный (са­мос­то­я­тель­ный) вы­бор ми­ро­ст­ро­и­тель­ных пре­ро­га­тив яв­ля­ет­ся ско­рее опы­том взрос­ле­ния, то есть раз­ви­ти­ем во вре­ме­ни, не­же­ли мо­но­тон­ной реп­ли­ка­ци­ей бы­тия: разм­но­же­ни­ем, экс­пан­си­ей в прост­ра­н­стве. Так ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся власть плот­но сло­жив­ше­го­ся, ос­вя­щен­но­го ве­ка­ми по­ряд­ка ве­щей. От­ве­т­ствен­ность за смыс­ло­вую по­зи­цию, жиз­нен­ный марш­рут пе­ре­хо­дит к лич­нос­ти, ста­но­вит­ся зо­ной пер­со­наль­но­го он­то­ло­ги­чес­ко­го рис­ка. Че­ло­ве­ку тем са­мым пред­ла­га­ет­ся прой­ти сквозь акт вто­ро­го, осоз­нан­но­го рож­де­ния.

От­поч­ко­вы­ва­ясь от бес­соз­на­тель­но восп­ро­из­во­ди­мых «про­ви­ден­ци­аль­ных реск­рип­тов», ос­во­бож­да­ясь от при­рав­нен­ной к ним инс­ти­ту­ци­о­наль­ной ми­мик­рии – ме­няя, в ко­неч­ном сче­те, до­ми­нан­ты, унас­ле­до­ван­ные от древ­нос­ти, и са­му ге­о­мет­рию об­ще­ст­вен­ной ар­хи­тек­ту­ры, се­ку­ляр­ность при­да­ет ком­му­ни­ка­ци­ям/действи­ям спе­ци­фи­чес­кий им­пульс, ос­тав­ляя в те­ле че­ло­ве­че­ст­ва за­но­зу, про­во­ци­ру­ю­щую ис­сле­до­ва­тельс­кий пыл, же­ла­ние пе­ре­мен. А в ито­ге не­о­че­вид­ным об­ра­зом при­ви­ва­ет дре­ву ис­то­рии по­за­и­м­ство­ван­ную у сво­их ми­ро­во­з­зрен­чес­ких ис­то­ков ви­таль­ную уст­рем­лен­ность к даль­ним це­лям бы­тия. И как след­ствие фор­ми­ру­ет куль­ту­ру сво­бод­но­го вы­бо­ра, осоз­нан­но­го об­нов­ле­ния (про­ти­вос­то­я­щую им­пе­ра­ти­ву фа­та­лиз­ма и влас­ти тра­ди­ций), на­вы­ки пос­то­ян­но­го со­ци­аль­но­го из­ме­не­ния, мен­таль­ность экс­пе­ри­мен­та, прог­рес­са, мо­дер­ни­за­ции, столь от­лич­ные от синх­ро­нис­тич­ных схем ман­да­ли­чес­кой замк­ну­тос­ти. Ли­бо от под­чи­не­ния тра­ек­то­рии, ро­ко­вым об­ра­зом вле­ку­щей к ве­ку «же­лез­но­му».

Отк­ро­ве­ние прив­нес­ло не­ког­да в ан­тич­ное об­ще­ст­во вкус и уме­ние жить пре­и­му­ще­ст­вен­но во вре­ме­ни, а не прос­то в прост­ра­н­стве. Ис­то­рия же, об­ре­тая в отк­ро­ве­нии смысл, об­на­ру­жи­ва­ет в зем­ной прак­ти­ке ме­ха­ни­ку пе­ре­мен. Преж­ний мо­дус пас­сив­но­го хро­ни­ке­ра-ре­ги­ст­ра­то­ра со­бы­тий ра­ди­каль­но ме­ня­ет­ся. С это­го мо­мен­та ди­ах­рон­ный марш­рут оп­ре­де­ля­ет­ся ми­ро­ст­ро­и­тель­ством – це­ле­нап­рав­лен­ным сот­вор­че­ст­вом лю­дей.

У ис­то­рии фо­ку­си­ру­ет­ся перс­пек­ти­ва: по­яв­ля­ет­ся го­ри­зонт ру­кот­вор­но­го бу­ду­ще­го.

***

Кри­зис се­ку­ляр­но­го ми­ра – от­ра­же­ние ны­неш­не­го тран­зит­но­го сос­то­я­ния хрис­ти­а­нс­кой ци­ви­ли­за­ции, что под­ра­зу­ме­ва­ет: сов­ре­мен­ное об­ще­ст­во есть ее ак­ту­аль­ный ас­пект. Сле­ду­ет приз­нать, по­доб­ное ут­ве­рж­де­ние спо­соб­но шо­ки­ро­вать обы­ден­ное соз­на­ние.

Се­ку­ляр­ное об­ще­ст­во уни­каль­но в ис­то­рии. Нес­лу­чай­ным об­ра­зом воз­ник­нув и раз­ви­ва­ясь в рус­ле хрис­ти­а­нс­кой куль­ту­ры, оно подт­ве­рж­да­ет ранг че­ло­ве­ка как сво­бод­ной бо­го­по­доб­ной лич­нос­ти. «Се­ку­ля­ри­за­ция, – как од­наж­ды за­ме­тил не­мец­кий те­о­лог Фрид­рих Го­гар­тен, – за­ко­но­мер­ное след­ствие действия биб­лейс­кой ве­ры на ми­ро­вую ис­то­рию. По­э­то­му нес­лу­чай­но, что в пер­вую оче­редь про­цесс се­ку­ля­ри­за­ции на­чал­ся в стра­нах так на­зы­ва­е­мо­го хрис­ти­а­нс­ко­го За­па­да, там, где вли­я­ние биб­лейс­ких ре­ли­гий на ис­то­рию ока­за­лось на­и­бо­лее за­мет­ным. Раз­ви­тие ес­те­ст­вен­ных на­ук, де­мок­ра­ти­чес­ких по­ли­ти­чес­ких инс­ти­ту­тов, куль­тур­но­го плю­ра­лиз­ма – все те дос­ти­же­ния, ко­то­рые мы обыч­но свя­зы­ва­ем с за­пад­ной ци­ви­ли­за­ци­ей, – ед­ва ли мож­но по­нять без уче­та то­го пер­во­го им­пуль­са, ко­то­рым пос­лу­жи­ла Биб­лия. Хо­тя лю­ди уже дав­но не осоз­на­ют этой свя­зи, она все еще су­ще­ст­ву­ет. Куль­тур­ные вли­я­ния про­дол­жа­ют действо­вать еще дол­го пос­ле то­го, как бы­ва­ют за­бы­ты их ис­точ­ни­ки».

Для этой куль­ту­ры ха­рак­тер­на энер­гия пре­об­ра­зо­ва­ний из-за приз­на­ния осо­бо­го дос­то­и­н­ства че­ло­ве­ка и вы­со­чай­шей слож­нос­ти ми­ро­у­ст­рой­ства, во мно­гом не­о­поз­нан­но­го, па­ра­док­саль­но­го, да­же ало­гич­но­го с людс­кой точ­ки зре­ния, од­на­ко же пос­ти­га­е­мо­го взрос­ле­ю­щим ра­зу­мом. Здесь ис­то­ки нес­пе­ку­ля­тив­но­го зна­ния (упо­мя­ну­тых вы­ше ес­те­ст­вен­ных на­ук) и мно­го­век­тор­ной ди­на­мич­ной транс­фор­ма­ции.

Сфор­му­ли­ро­ван­ные и транс­ли­ро­ван­ные не­ког­да хрис­ти­а­нс­кой мыслью предс­тав­ле­ния о не­ли­ней­ной при­ро­де ми­ра (три­ни­тар­ное бо­гос­ло­вие, хрис­то­ло­ги­чес­кая ант­ро­по­ло­гия, по­тен­ции кре­а­ции/
пре­об­ра­же­ния уни­вер­су­ма), за­се­яв поч­ву Но­во­го вре­ме­ни, оп­ло­дот­во­рив ее, обер­ну­лись поз­на­ни­ем дан­ной куль­ту­рой – но уже в се­ку­ляр­ном об­личье, по­рою тра­ги­чес­ким об­ра­зом – уди­ви­тель­ных по­ряд­ков бы­тия.

След­стви­ем это­го ста­нет со вре­ме­нем про­цесс пов­тор­но­го сбли­же­ния бы­та, ми­ро­во­з­зре­ния и ме­та­фи­зи­ки.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS