На Западе мыслители (особенно из старых консерваторов и простонародья) надеялись
на СССР с его трудовыми коллективами и предприятиями-общинами. Не вышло.
Советский культурно-исторический тип в городе сник, а вдохнуть в него новую
жизнь Суслов и Андропов не умели, и «безродные» уничтожили СССР.

Речь идет не о по­ли­ти­ке, не о судь­бе со­ци­аль­ных групп, а о на­ци­о­наль­ной бе­де, ко­то­рая нак­ры­ла всех. Ведь мощ­ное (да­же бе­зум­ное) нас­туп­ле­ние на хрис­ти­а­нс­кую идею ра­ве­н­ства (в ка­ри­ка­тур­ном об­ра­зе – «урав­ни­лов­ки»), на­ча­тое в 1970-е го­ды в ин­тел­ли­ген­ции и ох­ва­тив­шее «ши­ро­кие на­род­ные мас­сы», не прос­то де­ле­ги­ти­ми­ро­ва­ло глав­ные ос­но­ва­ния со­ве­тс­ко­го строя – оно под­ре­за­ло опо­ры жиз­не­у­ст­рой­ства во­об­ще. Со­ци­аль­ный по­ря­док пост­со­ве­тс­кой Рос­сии – тор­же­ст­ву­ю­щее без­бож­ное мра­ко­бе­сие. Раз­ме­ры «со­ци­аль­но­го дна», то есть общ­нос­ти со­вер­шен­но обез­до­лен­ных, в се­ре­ди­не 2000-х го­дов дос­ти­га­ли 15–17 мил­ли­о­нов че­ло­век, но бла­го­по­луч­ная по­ло­ви­на на­се­ле­ния во­об­ще это­го не ви­де­ла. Еще в 1989–1990 го­ды, ког­да мы на­ча­ли вы­ез­жать на За­пад, нас по­ра­жа­ло да­же не столь­ко зре­ли­ще без­дом­ных и ни­щих, сколь­ко аб­со­лют­ное рав­но­ду­шие бла­го­по­луч­ных. Но мы са­ми че­рез 5–7 лет про­ва­ли­лись го­раз­до глуб­же. А ко­го сей­час вол­ну­ет бе­зыс­ход­ное бедствие де­рев­ни?

В на­ча­ле 1990-х мы пы­та­лись оп­ре­де­лить, ка­кой об­ще­ст­вен­ный строй воз­ни­ка­ет в Рос­сии. Я по­на­ча­лу на­зы­вал его «со­ве­тс­кий строй, в ко­то­ром на­верх под­ня­лось дно». По­том, по ме­ре ис­ко­ре­не­ния ос­тат­ков «со­ве­тс­ко­го», я сос­та­вил та­кую мо­дель, на­ве­ян­ную аме­ри­ка­нс­ки­ми филь­ма­ми, – «го­род, в ко­то­ром власть зах­ва­ти­ла бан­да». Эта мо­дель раз­ви­ва­ет­ся: бан­да ор­га­ни­зу­ет се­бе «за­щит­ный по­яс», оп­ла­чи­ва­ет по­мощ­ни­ков, на­ла­жи­ва­ет по­ря­док и пр., а ка­кие-то ге­рои всту­па­ют в борь­бу –­­ по­на­ча­лу при скеп­ти­чес­кой пас­сив­нос­ти обы­ва­те­лей и т.д. Ге­ро­ев не наш­лось, но в 1999 го­ду приш­ли «си­ло­ви­ки», и бан­ду слег­ка от­тес­ни­ли – ус­та­но­ви­лось не­ус­той­чи­вое рав­но­ве­сие. А даль­ше что?

Упо­ва­ли на За­пад, по­тя­ну­лись к не­му, ста­ли ими­ти­ро­вать его фор­мы. И наг­ло­та­лись его за­ра­зы – он-то, ока­зы­ва­ет­ся, сов­сем бо­лен. Опять ошиб­ка выш­ла…

На За­па­де еще рань­ше на­ше­го ста­ли го­во­рить о приз­на­ках «ис­чез­но­ве­ния об­ще­ст­ва». Эти пред­чу­в­ствия бы­ли уже в на­ча­ле XX ве­ка (дис­кус­сия Мак­са Ве­бе­ра с Ге­ор­гом Зим­ме­лем о гря­ду­щем пос­тин­ду­ст­ри­а­лиз­ме). По­я­ви­лись ра­бо­ты об «ис­чез­но­ве­нии предп­ри­я­тия» – тех­но­ло­гия все рас­пи­са­ла, и кол­лек­ти­вы, со­ци­аль­ные свя­зи меж­ду ра­бот­ни­ка­ми ста­ли не­нуж­ны­ми. Предп­ри­я­тие ут­ра­ти­ло свою глав­ную функ­цию – не про­из­во­д­ство пид­жа­ков и те­ле­фо­нов, а восп­ро­из­во­д­ство мас­сив­ных со­ци­аль­ных групп. Для собствен­ни­ков предп­ри­я­тие ока­за­лось лишь ис­точ­ни­ком де­нег, и бур­жу­а­зия прев­ра­ти­лась в «но­вых ко­чев­ни­ков», ин­вес­ти­ции и за­во­ды дви­га­ют­ся по все­му ми­ру за день­га­ми, «день­ги – ро­ди­на без­род­ных». Ис­че­за­ют груп­пы («клас­сы» и пр.), об­ще­ст­во те­ря­ет струк­ту­ру и то­же ис­че­за­ет, «без­род­ные» со сво­и­ми день­га­ми сра­щи­ва­ют­ся с уго­лов­ным ми­ром – гос­по­д­ству­ет «со­юз па­ри­ев вер­ха и па­ри­ев ни­за».

Еще в 1990 го­ду на За­па­де мыс­ли­те­ли (осо­бен­но из ста­рых кон­сер­ва­то­ров и прос­то­на­родья) на­де­я­лись на СССР с его тру­до­вы­ми кол­лек­ти­ва­ми и предп­ри­я­ти­я­ми-об­щи­на­ми. Не выш­ло. Со­ве­тс­кий куль­тур­но-ис­то­ри­чес­кий тип в го­ро­де сник, а вдох­нуть в не­го но­вую жизнь Сус­лов и Анд­ро­пов не уме­ли, и «без­род­ные» унич­то­жи­ли СССР. Те­перь мно­гие ищут спа­се­ния в вос­ста­нов­ле­нии нрав­ствен­нос­ти, вы­ра­бо­тан­ной на ос­но­ве пра­вос­ла­вия. Но даль­ше ло­зун­га де­ло не идет, а проб­ле­ма очень слож­ная.

Цер­ковь окорм­ля­ет ду­ши лю­дей стро­го по сво­е­му «стан­дар­ту» – го­то­вит к не­из­беж­ной встре­че со смертью, от­пус­ка­ет гре­хи, при­ми­ря­ет с зем­ны­ми пе­ча­ля­ми. Проб­ле­му дех­рис­ти­а­ни­за­ции со­ци­аль­но­го по­ряд­ка она не зат­ра­ги­ва­ет. Ке­са­рю – ке­са­ре­во.

Го­во­рят, что «заг­ра­ни­ца нам по­мо­жет». На­деж­да сла­бая, та­мош­ние мыс­ли­те­ли еще с 1989 го­да пре­дуп­реж­да­ли: «Ес­ли СССР па­дет, то За­пад ос­ко­ти­нит­ся». Тог­да это ту­ман­ное пред­ви­де­ние по­ни­ма­лось в по­ли­ти­чес­ком смыс­ле, сви­де­тель­ства­ми то­го ста­ли, как тог­да ка­за­лось, «вой­на в За­ли­ве» и ха­рак­тер празд­но­ва­ния «по­бе­ды». Но это бы­ли цве­точ­ки. За­пад ос­ко­ти­нил­ся в том смыс­ле, что про­и­зош­ла его глу­бо­кая и поч­ти мол­ни­е­нос­ная дех­рис­ти­а­ни­за­ция, при­чем синх­рон­ная с по­хо­ро­на­ми Прос­ве­ще­ния. Уни­вер­саль­ные цен­нос­ти как ко­ро­ва язы­ком слиз­ну­ла. От граж­да­нс­ко­го об­ще­ст­ва ос­та­лись рож­ки да нож­ки, со­ци­ал-де­мок­ра­ты вы­пол­ня­ют жес­то­кие не­о­ли­бе­раль­ные прог­рам­мы, двух­пар­тий­ная сис­те­ма на­зы­ва­ет­ся ambi-dextra – «дво­еп­ра­вая».

Нам са­мим на­до ста­би­ли­зи­ро­вать соз­на­ние, что­бы ос­тать­ся на пла­ву. На­до пы­тать­ся ох­ва­тить мыс­лен­но всю боль­шую сис­те­му это­го кри­зи­са, вер­теть ее в уме, что­бы най­ти сла­бые мес­та. Ка­кой-то од­ной ни­точ­ки, за ко­то­рую на­до по­тя­нуть, мы не най­дем, не­об­хо­ди­мо рас­тас­ки­вать этот клу­бок за мно­го ни­то­чек.

Власть иг­но­ри­ру­ет эту сто­ро­ну ре­аль­нос­ти жест­ко и то­таль­но, пря­чет го­ло­ву в пе­сок. Нап­рас­но. По мо­им рас­че­там, у нас ос­та­лось дос­та­точ­но куль­тур­но­го ма­те­ри­а­ла, что­бы ов­ла­деть этой ре­аль­ностью, лишь бы го­су­да­р­ство усе­лось на тот стул, ко­то­рый ему по­ло­жен.

 

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS