Голый человек бежит по пустыне
Владимир Сурин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 186

Владимир Александрович Сурин – директор Аналитического Центра изучения общественно значимых проблем

Что ес­те­ст­вен­но – то и ра­зум­но. Та­ко­го ро­да факт сле­ду­ет оце­ни­вать од­ноз­нач­но по­зи­тив­но. Пос­коль­ку в этом слу­чае наг­ляд­но яв­лен един­ствен­но воз­мож­ный, без ва­ри­ан­тов спо­соб под­дер­жа­ния жиз­ни и здо­ровья. Как од­но­го от­дель­но­го ин­ди­ви­ду­ума, так и че­ло­ве­че­ст­ва в це­лом. И кри­те­ри­ем ис­тин­нос­ти в дан­ном слу­чае, как и всег­да, яв­ля­ет­ся сво­е­го ро­да Не­о­аб­со­лют – об­ще­че­ло­ве­чес­кая гло­баль­ная сум­ма мне­ний. Что мож­но это­му аб­со­лют­но­му им­пе­ра­ти­ву про­ти­во­пос­та­вить? Ведь имен­но мне­ние боль­ши­н­ства – и есть ис­ти­на.

Гло­баль­ная па­но­ра­ма постхрис­ти­а­нс­ко­го – и, ши­ре, пост­ре­ли­ги­оз­но­го – дос­то­вер­но­го аб­сур­да се­год­ня при­об­ре­ла дос­та­точ­но оп­ре­де­лен­ный вид. Вид мно­же­ст­ва го­ри­зон­таль­ных вза­и­мов­пи­сан­ных аб­су­рд­ных ан­тис­мыс­лов. Бы­тий­ная вер­ти­каль – как в умоз­ри­тель­ном, так и в эм­пи­ри­чес­ком пла­не – не­за­мет­но, са­ма со­бой ис­чез­ла, уш­ла из ми­ра. Од­но­мер­ный мир в си­лу по­зи­тив­ной бы­тий­ной инер­ции это ощу­тил и са­мо­наз­вал се­бя ми­ром од­но­по­ляр­ным.

Уинс­тон Чер­чил­ль в при­су­щей ему афо­рис­тич­ной ма­не­ре наз­вал три па­ра­док­са се­ре­ди­ны XX ве­ка: ев­реи – во­ю­ют, нем­цы – бо­рют­ся за мир, рус­ские – по­ку­па­ют хлеб. За про­шед­шие бо­лее чем пол­ве­ка мир стал на по­ря­док бо­лее па­ра­док­саль­ным. И глав­ные вы­зо­вы сов­ре­мен­ной эпо­хи при­об­ре­ли чер­ты па­ра­док­сов. Па­ра­док­сов, на ко­то­рые ни­как не ре­а­ги­ру­ет мас­со­вое соз­на­ние. Прос­то не ви­дит.

На­зо­вем три на­и­бо­лее впе­чат­ля­ю­щих из них.

Пер­вый па­ра­докс. Все на­и­бо­лее ус­пеш­ные в эко­но­ми­чес­ком пла­не пост­хрис­ти­а­нс­кие на­ции вот уже пол­ве­ка стре­ми­тель­но фи­зи­чес­ки вы­ми­ра­ют. Тру­до­вая миг­ра­ция в стра­ны с проб­лем­ной де­мог­ра­фи­ей ны­не ста­ла миг­ра­ци­ей де­мог­ра­фи­чес­кой. Идет и на­би­ра­ет ход про­цесс пря­мо­го фи­зи­чес­ко­го за­ме­ще­ния ко­рен­ных вы­ми­ра­ю­щих бо­га­тых на­ций бед­ны­ми на­ци­я­ми с тра­ди­ци­он­ной мо­делью мно­го­дет­ной семьи.

Зло­ве­щий афо­ризм: «Па­риж – это го­род, где ког­да-то жи­ли фран­цу­зы», – ны­не при­ме­ним прак­ти­чес­ки к каж­дой ев­ро­пейс­кой стра­не.

Ар­гу­мен­та­ция в поль­зу по­зи­тив­но­го аб­су­рд­но­го ан­тис­мыс­ла (еще один из па­ра­док­сов на­ше­го вре­ме­ни) ока­зы­ва­ет­ся убе­ди­тель­нее, не­же­ли чест­ная конс­та­та­ция не­га­тив­но­го ко­неч­но­го ре­зуль­та­та как ре­аль­но­го фак­та.

Ка­за­лось бы, чем боль­ше де­нег, чем боль­ше бо­га­т­ства – тем боль­ше де­тей долж­но быть в семье. Тем не ме­нее име­ет­ся це­лый класс убе­ди­тель­ных до­ка­за­тельств, оп­ро­вер­га­ю­щих эту ак­си­о­му. Од­но­мер­ная постхрис­ти­а­нс­кая эпо­ха об­ну­ли­ла, зак­лю­чив в бы­тий­ную лен­ту Ме­би­у­са сам прин­цип, что кри­те­ри­ем ис­ти­ны яв­ля­ет­ся объ­ек­тив­ная ре­аль­ность. Ме­то­до­ло­ги­чес­кий уни­вер­сум бы­тия – прин­цип до­пол­ни­тель­нос­ти – ока­зал­ся отб­ро­шен­ным, ос­тал­ся вне од­но­мер­но­го ми­ра. Вмес­то не­го по­я­вил­ся ли­бе­раль­ный суб­мир мне­ний – о… ли­бе­раль­ном суб­ми­ре. Мир мне­ний о ми­ре то­же стал од­но­мер­ным! И в нем нет и не мо­жет быть ни ис­ти­ны, ни да­же цен­зу­ры.

Са­мо­ор­га­ни­зо­ва­лась сис­те­ма вза­и­мо­со­от­не­сен­ных и вза­и­мо­обус­лов­лен­ных ли­бе­раль­ных цен­нос­тей – сис­те­ма, ко­то­рая с же­лез­ной ло­ги­кой до­ка­зы­ва­ет пра­виль­ность жиз­нен­ной стра­те­гии, ве­ду­щей к де­по­пу­ля­ции, к фи­зи­чес­ко­му вы­ми­ра­нию пост­хрис­ти­а­нс­ких на­ро­дов.

Аб­со­лют­ное не­по­ни­ма­ние пост­хрис­ти­ан лег­ко объ­яс­ня­ет те­о­ре­ма Ге­де­ля. Сог­лас­но ей, что­бы уви­деть не­ви­ди­мое в ко­ор­ди­на­тах не­кой сис­те­мы, тре­бу­ет­ся прин­ци­пи­аль­но но­вая це­ло­ст­ная сис­те­ма. Так вот, при­ме­ни­тель­но к постхрис­ти­а­нс­кой мо­ти­ва­ции в нед­рах та­кой но­вой сис­те­мы про­ис­хо­дит су­гу­бо ант­роп­ный про­цесс: внут­ри­лич­но­ст­ную эс­та­фе­ту от «ра­цио» подх­ва­ты­ва­ет «пси­хо».

В ре­зуль­та­те не­из­беж­ная фи­зи­чес­кая ка­та­ст­ро­фа на­ции всле­д­ствие ее без­дет­нос­ти (или ма­ло­дет­нос­ти) оце­ни­ва­ет­ся… как при­ем­ле­мое объ­ек­тив­ное яв­ле­ние. Не бо­лее то­го!

Оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом за­дан­ная ли­бе­раль­ная ар­гу­мен­та­ция об­ре­та­ет свой­ство са­мо­цен­нос­ти. Па­ра­док­саль­ным об­ра­зом за­ко­но­мер­ный итог (в дан­ном слу­чае – де­по­пу­ля­ция) не восп­ри­ни­ма­ет­ся как ес­те­ст­вен­ное след­ствие са­мой та­кой ар­гу­мен­та­ции.

Вен­ча­ет эту па­ра­док­саль­ную кар­ти­ну ли­бе­раль­ный со­физм: ар­гу­мен­та­ция и есть ис­ти­на. Со­физм, из­го­ня­ю­щий из сов­ре­мен­но­го ми­ра сим­фо­нию на­у­ки и ре­ли­гии. Сим­фо­нию, ко­то­рую не нуж­но соз­да­вать, но ко­то­рую нуж­но прос­то су­меть най­ти.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS