Перемены в мире и провидчески-державный курс России
Юрий Осипов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 218

Юрий Михайлович Осипов – доктор экономических наук, директор Центра общественных наук при МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Академии философии хозяйства, вице-президент Академии гуманитарных наук, действительный член Российской академии естественных наук, главный редактор журнала «Философия хозяйства»

Мир Но­во­го вре­ме­ни, или мир Мо­дер­на – мир не прос­то пе­ре­мен, а пря­мо-та­ки пе­ре­мен­ный мир, вов­сю из­мен­чи­вый. Ход ис­то­ри­чес­ких пе­ре­мен им­пуль­си­вен, по-сво­е­му и цик­ли­чен. Он то ус­ко­ря­ет­ся, то за­мед­ля­ет­ся, то в боль­шей сте­пе­ни ос­та­ет­ся на по­ве­рх­нос­ти, то ухо­дит вглубь бы­тия. И се­год­ня, уже в эпо­ху Пост­мо­дер­на, мы наб­лю­да­ем яв­ную ин­тен­си­фи­ка­цию пе­ре­мен, при­чем ка­са­ю­щих­ся не од­но­го лишь уст­рой­ства ми­ра, не толь­ко об­ра­за че­ло­ве­чес­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния, но и са­мо­го че­ло­ве­ка. Не­да­ром же ны­не пос­тав­лен и вов­сю об­суж­да­ет­ся воп­рос о ка­че­ст­вен­ном скач­ке в эво­лю­ции че­ло­ве­ка. Этот ска­чок срав­ним с не­о­ли­ти­чес­кой ре­во­лю­ци­ей – пе­ре­хо­дом от не­ан­дер­таль­ца к кро­мань­он­цу. Он пред­по­ла­га­ет прев­ра­ще­ние че­ло­ве­ка в ка­кое-то уже иное, хо­тя еще и че­ло­ве­ко­об­раз­ное, су­ще­ст­во, име­ну­е­мое по­ка пост­че­ло­ве­ком (чи­по­ве­ем, ки­бор­гом).

Пре­об­ра­зо­ва­ние че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия из на­ту­раль­но­го в ис­ку­с­ствен­ное, пре­об­ра­зо­ва­ние, на­ча­тое ак­тив­но Мо­дер­ном и в це­лом уже дос­тиг­ну­тое пос­ре­д­ством стро­и­тель­ства це­ло­ст­но­го ис­ку­с­ствен­но­го ми­ра, пе­ре­хо­дит в пост­мо­дер­но­вое пре­об­ра­зо­ва­ние са­мо­го че­ло­ве­ка. Сде­ми­ур­ги­ро­вав но­вый мир по сво­е­му собствен­но­му ра­зу­ме­нию, че­ло­век (а это не кто иной, как ев­ро­пе­о­ид, став­ший ев­ро­пей­цем, а к мо­мен­ту сво­е­го ак­тив­но­го де­ми­ур­ги­ро­ва­ния – эта­ким «хрис­ти­а­ни­зи­ро­ван­ным ан­тих­рис­том») де­ми­ур­ги­ру­ет ны­не… че­ло­ве­ка – но­во­го че­ло­ве­ка, уже и пост­че­ло­ве­ка.

Пост­мо­дер­но­вый мир – бе­зус­лов­но и иск­лю­чи­тель­но пе­ре­мен­ный мир, это пол­но­ма­сш­таб­но, пол­ног­лу­бин­но и пол­но­ст­раш­но из­мен­чи­вый мир, при­чем про­ек­тив­но и це­ло­ст­но из­ме­ня­е­мый, но при этом и объ­ем­но кри­зис­ный мир, ма­ло то­го – мир апо­ка­лип­ти­чес­кий. Ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва упер­лась в ко­нец ис­то­рии, во вся­ком слу­чае – ис­то­рии че­ло­ве­ка, а вот быть или не быть пост­че­ло­ве­ку с его пос­тис­то­ри­ей – воп­рос хо­тя по­ка и ри­то­ри­чес­кий, но все-та­ки уже пос­тав­лен­ный.

Не­да­ром муд­ре­цы всех фи­зи­чес­ких и ме­та­фи­зи­чес­ких кон­ти­нен­тов упор­но твер­дят ны­не о пос­лед­них вре­ме­нах, ко­то­рые, быть мо­жет, вов­се и не пос­лед­ние, хо­тя бы в ас­пек­те ми­роз­да­ния и зем­ной ис­то­рии, но яв­но уже пос­лед­ние в ас­пек­те собствен­но че­ло­ве­ка и собствен­но че­ло­ве­чес­кой ис­то­рии. Ис­то­рия, ка­жет­ся, и впрямь за­вер­ша­ет­ся. На оче­ре­ди – пос­тис­то­рия, воз­мож­но, кос­ми­чес­кая, иноп­ла­нет­ная, звезд­ная, но вряд ли уже собствен­но зем­ная. Пос­лед­ние зем­но-че­ло­ве­чес­кие вре­ме­на.

Но­вей­ший – он же пе­ре­до­вой, он же за­пад­ный, он же ны­не бо­лее все­го ат­лан­ти­чес­кий – мир рас­смат­ри­ва­ет ос­таль­ное че­ло­ве­че­ст­во, об­на­ру­жи­вая его ос­та­точ­ное при­су­т­ствие и в сво­их пре­де­лах, не прос­то как прош­лый, ус­та­рев­ший и отс­та­лый фе­но­мен, не име­ю­щий бу­ду­ще­го. Но­вей­ший мир рас­смат­ри­ва­ет всех ос­таль­ных как сво­е­го ро­да при­да­точ­ный, ре­зе­рв­ный, ре­су­рс­ный, вспо­мо­га­тель­ный, под­ле­жа­щий со сто­ро­ны пе­ре­до­во­го ми­ра лишь эксплу­а­та­ции, поль­зо­ва­нию, вы­чер­пы­ва­нию, а в ка­кой-то мо­мент уже и ис­чер­па­нию, а за­тем и пол­но­му от­вер­же­нию по­тен­ци­ал. Это, бе­зус­лов­но, ого­во­рен­ный За­па­дом и при­го­во­рен­ный им мир, а по­ка еще для то­го же За­па­да мир-ре­зерв, мир-ре­сурс, мир-вспо­мо­ще­ст­во­ва­тель, он же и мир-объ­ект – как раз для уп­рав­ле­ния им в це­лях его всес­то­рон­ней и бесп­ре­дель­ной энер­го­сырь­е­вой и тру­до­лю­дс­кой эксплу­а­та­ции.

И се­год­ня этот ос­таль­ной – он же и отс­та­лый – мир под­ле­жит, вклю­чая и ка­кую-то не­пе­рс­пек­тив­ную до­лю пе­ре­до­во­го ми­ра, ра­ди­каль­ной де­ко­н­струк­ции и ре­ко­н­струк­ции – под де­ми­ур­ги­чес­кие за­дум­ки тор­же­ст­ву­ю­ще­го на пла­не­те За­па­да. От­сю­да как яв­ная, так и скры­тая борь­ба с ре­пер­ны­ми ос­но­ва­ни­я­ми и уз­ло­вы­ми эле­мен­та­ми все еще бы­ту­ю­ще­го ми­ра: ре­ли­ги­я­ми, Церк­вя­ми, иде­о­ло­ги­я­ми, куль­ту­ра­ми, на­ци­я­ми, го­су­да­р­ства­ми, эт­но­са­ми, семь­я­ми, шко­ла­ми, уни­вер­си­те­та­ми – в об­щем со все­ми не­су­щи­ми опо­ра­ми и конструк­ци­он­ны­ми уз­ла­ми не прос­то но­вов­ре­мен­но­го, но и во­об­ще че­ло­ве­чес­ко­го (все-еще-че­ло­ве­чес­ко­го) ми­ра.

Та­ким вот по­лу­ча­ет­ся но­вый – уже, прав­да, ев­ро­а­ме­ри­ка­нс­кий – Ре­нес­санс, точ­нее, Нес­санс, ибо ни­че­го тут не воз­рож­да­ет­ся, а все­го лишь рож­да­ет­ся – но­вое про­за­пад­ное че­ло­ве­че­ст­во.

Это, так ска­зать, глу­бин­ный, пе­ре­мен­ный (пе­ре­ст­ро­еч­ный!) фон, на ко­то­ром име­ют мес­то и бо­лее на­сущ­ные и бро­са­ю­щи­е­ся в гла­за транс­фор­ма­ции, а имен­но – сдви­ги в уст­рой­стве пла­не­тар­но­го ми­ра, ко­то­рый то­же весь в кри­зи­се вку­пе с кри­зи­сом глав­но­го на се­год­няш­ний день кри­зис­но­го воз­бу­ди­те­ля – за­пад­но­ат­лан­ти­чес­ко­го гло­ба­лиз­ма.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS