«Красный проект» и образ будущего
Михаил Хазин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 286

Сергей Ервандович Кургинян – политолог, общественный и политический деятель, театральный режиссер и лидер движения «Суть Времени»

На протяжении многих лет в круг интересов Сергея Кургиняна входит проблема развития. Анализируя ход общественного развития и его возможные перспективы в монографии «Исав и Иаков» (2009), опираясь на систему координат, описываемую в категориях «Модерн», «Пост­модерн», «Контрмодерн», мыслитель пришел к определенным выводам и прогнозам относительно причинно-следственных связей и перспектив социальной динамики в стране и в мире. В 2011 году Сергей Кургинян начал цикл интернет-передач «Суть времени», где подробно анализировал причины распада СССР и искал методы восстановления страны и смыслов, живших в сердцах людей. Объединившиеся вокруг этой передачи единомышленники образовали интернет-сообщество. Сегодня «Суть времени» – всероссийское общественное движение, к лету 2012 года насчитывающее свыше двенадцати тысяч человек по всей стране. Значительный по объему аналитический материал, накопленный группой Сергея Куриняна за многие годы, не может быть даже бегло описан в краткой публикации. Выделяя из всего спектра тем и направлений интересующие нас вопросы образа будущего, приводим здесь фрагменты заключительной главы Манифеста движения «Суть времени», озаглавленного «После капитализма».

При­няв ка­пи­та­лизм, а зна­чит, и Мо­дерн, Рос­сия от­рек­лась от се­бя. Те­перь ей на­до от­речь­ся от сво­е­го от­ре­че­ния. То есть от Мо­дер­на и ка­пи­та­лиз­ма. Со­от­ве­т­ствен­но, она долж­на об­рес­ти но­вую жизнь уже по ту сто­ро­ну ка­пи­та­лиз­ма.

Это не вку­сов­щи­на, не во­люн­та­ризм, не ма­ни­лов­щи­на, не уто­пи­чес­кие меч­та­ния. Это – един­ствен­ный шанс Рос­сии и че­ло­ве­че­ст­ва. Ес­ли, ко­неч­но, че­ло­ве­че­ст­во не хо­чет пог­ру­зить­ся в пу­чи­ну контр- и пост­мо­дер­ни­с­тских игр.

Пер­вый про­ект – аго­ни­зи­ру­ю­щий Мо­дерн…

Вто­рой и тре­тий про­ек­ты – Пост­мо­дерн и Контрмо­дерн, зло­ве­щая суть ко­то­рых уси­ли­ва­ет­ся соз­да­ни­ем пост- и контрмо­дер­ни­с­тской ми­роп­ро­е­кт­ной кон­фи­гу­ра­ции.

Ес­ли Рос­сия не мо­жет и не долж­на най­ти се­бя во всем этом, ей ну­жен Чет­вер­тый про­ект.

В ос­но­ве это­го про­ек­та – аль­тер­на­тив­ная па­ра­диг­ма раз­ви­тия, ко­то­рая про­не­се­на Рос­си­ей че­рез ве­ка и ко­то­рая в ус­ло­ви­ях аго­нии Мо­дер­на од­на лишь толь­ко и мо­жет спас­ти идею раз­ви­тия. А зна­чит, че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ст­во.

Пря­мые пов­то­ры ма­лоп­ро­дук­тив­ны с ис­то­ри­чес­кой точ­ки зре­ния. И все же не сос­тав­ля­ет тру­да уви­деть, что ком­му­низм – ос­ме­ян­ный и обол­ган­ный – не слу­чай­ная глу­пость, за­не­сен­ная чу­жа­ка­ми на поп­ран­ную рос­сийс­кую поч­ву. Он-то как раз глу­бо­ко соз­ву­чен рус­ской судь­бе. Он от­ве­ча­ет выс­ше­му прин­ци­пу этой судь­бы, ка­ко­вым, ко­неч­но же, яв­ля­ет­ся имен­но аль­тер­на­тив­ная па­ра­диг­ма раз­ви­тия.

Рос­сия от­рек­лась от ком­му­низ­ма очень не вов­ре­мя.

Рос­сия при­сяг­ну­ла ка­пи­та­лиз­му очень не вов­ре­мя.

Что ж, да­же в са­мых страш­ных ошиб­ках есть ка­кой-то нам иног­да до кон­ца не ви­ди­мый ис­то­ри­чес­кий смысл. За­чем-то это про­и­зош­ло. За­чем же? Не за­тем ли, что­бы Рос­сия, ис­пив горь­кую ча­шу и ока­зав­шись над безд­ной, осоз­на­ла глу­би­ну все­го то­го, от че­го от­рек­лась ког­да-то? И смог­ла най­ти в се­бе си­лы… нет, не для пря­мо­го возв­ра­та в прош­лое. А для глу­бо­чай­ше­го пе­ре­ос­мыс­ле­ния это­го прош­ло­го.

Нам и ми­ру ну­жен сей­час не ре­мейк на крас­ную те­му. Нам ну­жен Чет­вер­тый про­ект, ко­то­рый воб­рал бы в се­бя все луч­шее из рас­топ­тан­но­го со­ве­тс­ко­го прош­ло­го. Ко­то­рый од­нов­ре­мен­но с этим учел бы не­кую, лишь сей­час про­яв­лен­ную про­и­зо­шед­шей тра­ге­ди­ей, ве­ли­кую и за­га­доч­ную тра­ди­цию. Не для то­го ли про­и­зош­ла тра­ге­дия, что­бы тра­ди­ция бы­ла про­яв­ле­на до кон­ца?

Чет­вер­тый про­ект, воб­рав в се­бя все луч­шее от ком­му­низ­ма, ко­то­рый Рос­сия ис­то­ри­чес­ки пе­ре­жи­ла, воск­ре­сит все то, что ис­то­ри­чес­кий ком­му­низм не до­де­лал, не до­ос­мыс­лил, отб­ро­сил.

Ис­то­ри­чес­кий ком­му­низм отб­ро­сил ме­та­фи­зи­ку, выс­ший прин­цип светс­ко­го уте­ше­ния. Мы вос­ста­но­вим этот прин­цип в сво­их пра­вах.

Ис­то­ри­чес­кий ком­му­низм отб­ро­сил не­об­хо­ди­мость бо­роть­ся за но­во­го че­ло­ве­ка и но­вый гу­ма­низм. Мы вер­нем это в но­вый про­ект и но­вую жизнь.

Ис­то­ри­чес­кий ком­му­низм со­вер­шил он­то­ло­ги­чес­кую и од­нов­ре­мен­но пси­хо­ло­ги­чес­кую ошиб­ку. Он не су­мел по­бед­но, ра­ди­каль­но про­ти­во­пос­та­вить прин­цип жиз­нен­ной пол­но­цен­нос­ти (то­го, что Эрих Фромм наз­вал сло­вом «быть») – прин­ци­пу от­чуж­ден­нос­ти (наз­ван­но­му Фром­мом сло­вом «иметь»). Мы исп­ра­вим эту ошиб­ку.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS