Тенденции возрастания сложности объектов управления требуют адекватного возрастания сложности субъектов управления. Решить эту проблему без поиска новых форм совместной деятельности государства и общества не удастся, а соответственно необходим поиск новых механизмов демократии как важнейшего инструмента повышения сложности субъектов управления. Для обеспечения функционирования этих механизмов требуется разработка новых социогуманитарных технологий управления сложностью разнообразных процессов, необходимых для работы с социальными активными объектами управления (моделирование, прогнозирование, рефлексивный анализ и др.). Для комплексного решения такого рода задач нами предлагается методология создания рефлексивно-активных сред развития.

 

Высокая сложность в организации избирательных кампаний и взаимодействии граждан с носителями их властных полномочий

К этой группе вызовов и препятствий на пути развития демократии можно отнести:

  • огромные транзакционные издержки выборов, из-за чего они проводятся один раз в несколько лет;
  • низкий уровень контроля несанкционированных действий в ходе избирательных кампаний;
  • недостаточно оперативные связи граждан с носителями их полномочий и слабые возможности контроля за их деятельностью и влияния на нее.

Эти проблемы связаны с повышением сложности технического и организационного обеспечения демократических процедур. В последние годы достигнуты значительные успехи за счет возможностей электронного голосования, установки видеоконтроля на избирательных участках, создания сайтов электронного правительства, проведения телеконференций с руководителями и др. Кроме того в ближайшие годы возможно создание условий для голосования через Интернет с использованием электронных идентификаторов. Управление данной группой сложности не связано с решением принципиально новых проблем.

 

Низкая сложность организации государственного и местного управления

С начала перестройки во властной элите не было социально ответственных субъектов, ориентированных на российское развитие. Организаторы и продолжатели перестройки методом проб и ошибок привели страну к чиновничьему беспределу и мировому лидерству по показателям коррумпированности, а не к демократии. В итоге мы получили культ денег, обогащения и наживы, который, похоже, будет самым тяжелым испытанием для России, поскольку он подрывает субъектность ее развития. Как следствие мы получили также низкую сложность организации государственного и местного управления.

К этой группе вызовов демократии и препятствий на пути ее развития можно отнести действия властной элиты, расходящиеся с представлениями граждан о том, как надлежит обеспечивать развитие:

  • разработка стратегических документов, в которых доминирует либеральная идеология, не поддерживаемая большей частью населения;
  • составление крупномасштабных проектов, приоритетность которых непонятна населению, а объемы финансирования значительно превышают зарубежные аналоги;
  • неконтролируемый вывоз капиталов за рубеж вместо стимулирования их инвестирования в развитие страны;
  • создание условий для высочайшего уровня коррупции во всех ветвях властной элиты и вялые действия по борьбе с ней;
  • бездействие в ликвидации запредельного разрыва между 10 процентами самых богатых и 10 процентами самых бедных слоев населения;
  • бездействие в организации регулирования цен на жизненно важные товары и услуги (ЖКХ, транспорт, образование, здравоохранение и др.);
  • продолжающийся развал системы обеспечения национальной безопасности страны;
  • продолжающийся развал науки, образования, здравоохранения и т.д.

Перечисленные препятствия в наибольшей степени проявляются на федеральном уровне. На региональном и местном уровнях картина имеет мозаичный характер, существуют регионы и города, в которых отдельные препятствия относительно успешно преодолеваются.

Осознание указанных препятствий на пути развития приводит к утрате веры граждан в реальные возможности повлиять на властную элиту через механизмы демократической системы выборов.

Сложность организации властной элиты весьма низкая. В кибернетической трактовке это гомеостат, функционирование которого базируется на положительных и отрицательных обратных связях. Гомеостату не нужна рефлексия, не нужно виˆдение будущего и стратегическое проектирование, что достаточно четко фиксируется аналитиками при анализе российских реалий. Главная проблема в том, что эта организованность направлена прежде всего на обеспечение своих корпоративных интересов, а не интересов общества, тех граждан, которые им делегировали свои властные полномочия.

В сложившихся условиях весьма проблематично эффективное управление повышением сложности государственного механизма – сложности, адекватной развитию. Об этом свидетельствует устойчивый характер сохраняемых препятствий развития. Необходима организация внешнего управления со стороны общества и совместных административно-общественных организационных структур. В последние годы предприняты разнообразные шаги на пути совершенствования общественных структур управления (Общественная палата, электронная демократия, открытое правительство, Агентство стратегических инициатив и др.). Однако эти нововведения не позволят принципиальным образом повлиять на преодоление указанных препятствий

 

Низкая сложность организации общества

К этой группе вызовов и препятствий для развитии демократии относятся:

  • манипулирование свободным волеизъявлением граждан за счет использования грязных политических технологий;
  • во многих случаях недостаточная компетентность граждан адекватно оценивать профессиональные и личностные качества избираемых ими кандидатов в различные органы власти;
  • некомпетентность граждан в большинстве вопросов, находящихся в ведении правительства, парламента и судебной системы, в том числе наиболее важных – таких как война и мир;
  • исторически сложившиеся предпочтения граждан к авторитарным методам управления и патернализму.

Эти препятствия свидетельствуют о крайне низкой сложности организованности общества как субъекта, способного делегировать свои властные полномочия административным структурам, контролировать их и участвовать в решении важнейших проблем стратегического управления, развития и обеспечения безо­пасности. Российское общество не готово к самоуправлению и развитию. В такой ситуации естественно, что властная элита будет бесконтрольна и, как следствие, станет функционировать в первую очередь в своих собственных интересах. Такое общество достойно той властной элиты, которую мы имеем.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS