Вячеслав Лупачев: «Музыка – зеркало современного мира»
Вячеслав Иванович Лупачев – руководитель подразделения Государственного академического Мариинского театра по развитию и реализации инновационных программ.
Сергей Белкин: Вячеслав Иванович, я хотел бы в нашем с вами общении коснуться как общетеоретических, философских сторон проблем развития, так и практической стороны дела, тем более, что для вас развитие – развитие театра – является просто-напросто прямой служебной обязанностью. Если позволите, я бы предложил двигаться «от теории к практике». Мой первый вопрос относится к сфере фундаментального знания и очень близок к знакомому со студенческой скамьи «основному вопросу философии». Сформулируем его более приземленно, стараясь нащупать верный тон нашего альманаха: «Что – как тема и направление дискуссии – важнее: «культура и развитие» или «экономика и развитие?».
Вячеслав Лупачев: Безусловно, культура является приоритетом, ибо деятельность в сфере «экономического развития» предполагает принятие множества ответственных решений, обоснованность, необходимость и качество которых непосредственно зависят от общего уровня культуры принимающих их субъектов.
С. Б.: Я согласен с вами, но хотел бы кое-что уточнить. Тот аспект роли культуры в обществе, на который вы указали, несомненно, важен и зачастую является определяющим поведение и цели людей, в том числе и лиц, принимающих решение. Я бы назвал его инструментальным аспектом или фактором. Я задам риторический, как мне кажется, вопрос: исчерпывается ли роль и функция культуры этим? Или же культура сама по себе является, или же должна являться ценностью и целью всякого развития, а экономика – всего лишь и только инструмент, средство?
В. Л.: Экономика – это базис, производящий материальную составляющую культуры. В идеале все происходящее в сфере экономического развития должно способствовать гармоничному развитию и приращению духовных ценностей как второй составляющей культуры.
С. Б.: Давайте затронем близкую вам сферу – музыку. При этом я хотел бы коснуться социально-экономических проблем общества, в частности, проблемы потребительства. Механизм современной экономики, так называемого «свободного рынка» требует непрерывной замены одного товара или услуги на нечто новое, призванное его вытеснить. На это работает огромный институт моды, рекламы, искусственной стимуляции спроса и т.д. Это важнейший фактор и инструмент непрерывного разгона мировой экономики, ведущий, по-видимому, в пропасть. Та часть музыки, которая называется масс-культурой, «попсой» и т.п., живет именно по таким законам. Постоянная смена имен исполнителей, их одежд, пластики и манер создает у невзыскательной части публики ощущение некоего непрерывного движения вперед и формирует потребность потреблять «новое». Однако параллельно с этим существует другой мир и другая жизнь. Я имею в виду «классическую» или «академическую» музыку. Она, в отличие от «попсы», не меняется десятилетиями и даже столетиями. Моцарт уже 250 лет не изменяется... Развиваемся ли мы, слушая «одного и того же Моцарта» на протяжении столетий?
В. Л.: Безусловно, развиваемся.