Кто же похоронил Хельсинкские соглашения?
Владимир Кузнечевский

Запад продолжает обвинять Россию в «аннексии Крыма» и нарушении норм международного права

Феномен воссоединения Крыма со своей исторической родиной породил в Европе, в особенности в лимитрофных государствах (Польша, Литва, Латвия, Эстония), множество спекуляций по поводу того, что Москва в марте 2014 года приступила к процессу возрождения Советского Союза. Никто из авторов таких утверждений не захотел принять во внимание, что Крым всегда имел отношение не к Советскому Союзу, а к России.

И когда в декабре 1991-го Б. Ельцин, стремясь к единоличной власти в Москве, уничтожая СССР, «забыл» про Крым, народ российский к развалу Советского Союза отнесся более или менее спокойно, а вот потерю Крымского полуострова воспринял как искусственную ампутацию части тела, которую «вживую отторгли» от матери-родины. Образно говоря, коллективно выраженная воля абсолютного большинства населения Крыма и России к воссоединению явилась просто отложенным спросом 1991 года. Можно сказать и больше: после марта 2014 года, впервые после распада СССР, Россию, наконец, перестали мучить фантомные боли несправедливой утери своих исторических территорий, перестали заботить проблемы своих внешних границ: ни о каких «новых» территориях…

Но поскольку Запад, в основном в лице США, только ужесточает обвинения в адрес Москвы, что это-де именно она уничтожила дух и букву Хельсинкских соглашений 1975 года, стоит разобраться, наконец, по существу с вопросом, кто же всё-таки в нынешней стадии международного кризиса действительно нарушил Хельсинкские соглашения ОБСЕ 1975 года и кому следует оправдываться за эти нарушения.

Как ломались Хельсинкские соглашения?

Газеты европейских стран вот уже второй год настойчиво убеждают своих читателей в том, что в марте 2014 года «Россия впервые за всё послевоенное время изменила государственные границы суверенного государства». Эти утверждения трансформируются и в международные документы.

9 апреля 2014 г. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, где было заявлено, что «Ассамблея решительно осуждает российскую военную агрессию и последовавшую за ней аннексию Крыма, что является явным нарушением норм международного права, в том числе Устава ООН, Хельсинкского акта ОБСЕ и основных правил Совета Европы». 2 июля 2014 г. Парламентская ассамблея ОБСЕ в своей Бакинской резолюции продублировала документ ПАСЕ от 9 апреля.

Москва эти обвинения отвергает, но, на мой взгляд, делает это как-то очень уж неубедительно, я бы даже сказал, робко и, что уж совсем непонятно, почему-то с позиций оправдания своих действий. А мне кажется, что нам не следует прятать голову в песок и прямо призвать международное сообщество вернуться к анализу буквы и духа Хельсинкских соглашений, как таковых.

А когда это будет сделано, то международное сообщество вынуждено будет признать, во-первых, внутреннюю противоречивость этих документов, а во-вторых, признать, что если кто и нарушал когда-либо дух и букву этих соглашений, то, с любых точек зрения, это делала не Москва, а США и НАТО.

Перейдём к краткому анализу этих документов.

Если принимать во внимание только факты, то следует указать на то, что Хельсинкские соглашения полностью утеряли свое значение ещё в 1991 году в результате распада Советского Союза, когда произошло изменение границ СССР и на месте прежде единого государства возникло сразу 15 других суверенных государств со своими собственными государственными границами. А потом, в 1999 году произошёл распад на 6 суверенных государств единого югославского государства. При этом без разрешения ООН произошло насильственное, с помощью вооруженной интервенции, одностороннее отделение от Сербии, без её согласия, её автономного края Косово. Было разрушено, и опять-таки без согласия ООН, с помощью вооруженной интервенции со стороны стран-участниц НАТО, единое ливийское государство, затем произошли, и вновь без согласия ООН, вооруженная интервенции США и стран НАТО в Ирак, вторжение в Сирию. Как же можно после всего этого говорить, что в случае с Крымом Россия, видите ли, впервые за все послевоенное время совершила изменение государственных границ европейского государства?

Для того, чтобы разобраться в этой запутанной картине по существу, необходимо вернуться к букве и духу самих Хельсинкских соглашений. В частности, нелишне напомнить, что в п. III, который так и называется «Нерушимость границ», четко фиксируется положение, согласно которому «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе и поэтому государства-участники будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». А параграф IV под названием «Территориальная целостность государств» начинается с фразы, гласящей, что «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников и, в соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой».

Но в 1999 году, вопреки требованиям Хельсинского заключительного акта, вследствие именно вмешательству извне, причем вмешательства вооруженного, была подвергнута агрессии со стороны США и других стран НАТО страна-участница выработки Хельсинкского акта. Подпись Югославии стоит под пунктом VI, который так и называется – «Невмешательство во внутренние дела». Этот пункт, словно заглядывая на 14 лет вперед, словно предугадывая разрушение силой единого государства Югославии, гласит: «Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства-участника, независимо от их взаимоотношений.

Они будут, соответственно, воздерживаться от любой формы вооруженного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого государства-участника».

В апреле 1999 года США и их партнеры по НАТО прямо и грубо (построчно!) нарушили именно эти, принятые ими их собственные обязательства.

Любопытна аргументация этого нарушения своих собственных обязательств, которыми они пытались оправдать свои действия. В официальных заявлениях уже после агрессии зазвучали слова о том, что правительства этих стран не могли наблюдать нарушение прав человека на территории не входящего в Североатлантический союз государства и потому были вынуждены вмешаться силой. Кем вынуждены? То есть они прекрасно понимали, что они нарушают подписанные ими же взятые на себя по Хельсинкскому Заключительному Акту обязательства, и тем не менее пошли на это, но до сих пор не признались в этом даже самим себе.

Фактически же в этот момент США и европейские государства нарушили не только Хельсинкский Заключительный Акт, но предприняли попытку сломать веками формировавшиеся, начиная с Вестфальского мира (1648 год), нормы международного права.

Разумеется, когда 24 марта 1999 года предводимые Соединёнными Штатами Америки натовские истребители-бомбардировщики без санкции Совета Безопасности ООН начали прямые бомбардировки суверенного европейского государства Югославии и продолжали их до 10 июня, никто не стал цитировать приведенные выше строчки Хельсинкского Акта.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS