Liaoning: вторая жизнь авианесущего крейсера «Варяг»
23 cентября на военно-морской базе Китая в Даляне (бывший русский Порт-Артур) на авианесущем крейсере Liaoning был поднят флаг ВМС КНР и боевой корабль официально вошел в состав флота этой страны. Ранее Liaoning назывался «Варягом» и «служил» в советском, а затем украинском флотах.
Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» (ТАКР проекта 1143.6), как известно, был заложен на судоверфи в Николаеве в 1985 году, а в 1988 году корабль водоизмещением в 65 тысяч тонн был спущен на воду. После развала СССР корабль, тогда существенно недостроенный, достался Украине, которая в 1992-1993 годах в силу финансовой немощи прекратила его строительство. В 1998 году «Варяг», степень готовности которого была чуть менее 70%, был продан Киевом по цене фактически металлолома – за 20 миллионов долларов. Покупателем выступила китайская компания Chong Lot Travel Agency Ltd., которая якобы планировала превратить крейсер в развлекательный центр.
В реальности корабль попал в руки китайских военных, которые приложили усилия, чтобы довести его «до ума» и получить первый авианосец КНР. В 2011 году авианосец приступил к ходовым испытаниям, итоги которых в этом году были признаны положительными. Еще ранее в Китае был построен внушительный тренировочный центр по подготовке летчиков палубной авиации.
Поскольку «Варяг» является родным «братом» однотипного российского авианесущего крейсера «Кузнецов», то не исключено, что российские специалисты помогли китайцам освоить новое плавсредство. Всего же у китайцев весьма амбициозные планы – к 2020 году КНР планирует иметь уже от 4 до 6 авианосцев, базовым проектом для которых, возможно, будет именно «Варяг».
Стоит отметить, что западные военные эксперты весьма прохладно оценивают эффективность «трофейного» для Китая авианосца (у него, вероятно, также отсутствуют катапульты и аэрофинишеры). Напомним, что российский аналог «Варяга» – ТАКР «Кузнецов», по сути, является боеспособным весьма условно. Большую часть своей жизни этот корабль проводит в стадии различного ремонта, а о его проблемах (в том числе с двигательной установкой и т.п. вещами) не писал разве что ленивый. Если этот авианосец что и сопровождает в последнее время, то лишь различные скандалы, привычные для российской экономики.
Так, недавно на авианосец подрядчик пытался втюхать ржавый голландский якорь, украв тем самым 3 миллиона рублей. В 2011 году прокуратура сочла, что стоимость очередного ремонта российского авианосца оказалась завышенной и из бюджета злодеи покрали аж 9,7 миллионов рублей (примерно столько тратит равноудаленный олигарх Абрамович на прислугу в одном из своих английских поместий в месяц).