Большой театр. Сцена из балета «Дон Кихот»
Пианист, приходящий в балет, должен четко осознавать свою роль и то, что все-таки мы служим балету и они тут главные, а мы – аккомпаниаторы и должны подстроится под них лучшим способом. Это, конечно, совершенно не дает балетным права унижать или кричать на пианистов, но все-таки это театр БАЛЕТА, а не консерватория.
На первой репетиции, которую я играл для Максимовой, исполнялось па-де-де из «Дон-Кихота». Танцевала Богородицкая. Было немного страшновато играть в первый раз. Но справился, и как-то сразу Екатерина Сергеевна дала ощущение легкости в работе, приняла как своего. Хотя мысль о том, какие замечательные пианисты Большого театра играли для нее, не оставляла в покое.
«Как жаль!», – думал я, «что играю только для ее учениц и никогда уже не будет возможности играть ей лично, когда танцует или репетирует партию она». Ну, так сложилась жизнь, и поскольку я 1975 года рождения, то я просто не мог раньше этого сделать физически. В год, когда я родился, она уже была величайшей и танцевала многие партии, несмотря на то, что именно в этот год она получила травму позвоночника на репетиции с Григоровичем.
В то время, когда Максимова перешла работать в Большой театр, в воздухе витала мысль – она нас бросит, покинет, уйдет. Театр закроют и т.д. И вот однажды на уроке, пребывая в дурном настроении от всего этого, я взял да и сыграл на адажио у станка среднюю часть из второй сонаты Шопена. А именно – медленную лирическую тему из похоронного марша. Она удивительно подходила к адажио, и педагогу очень понравилось. Но артисты, отреагировавшие на похоронный марш, впрямую, хоть и улыбаясь, но все же с грустью, сказали: «Рано хоронишь, Андрюш!» Больше я эту мелодию не играл. Уж слишком в ней много воспоминаний. Но время показало – ОНА не бросила, не ушла, не подвела. Театр продолжает работать под ее чутким присмотром.
И вот снова пауза между репетициями. Всего две минуты. Скорей бы покурить, потравиться, но с великой балериной. Если бы я даже не курил, то наверно начал бы только ради того, чтобы постоять и немного поговорить с НЕЙ.
Большой театр. Сцена из балета «Спартак».
– Екатерина Сергеевна, а вы на лошади кататься умеете?
– Умею, но больше люблю на велосипеде.
– Вот вчера премьера «Спартака» была в Большом театре. (Путаю по незнанию премьеру «Спартака» с восстановлением этого балета просто спустя много лет).
– Как это премьера?.. Премьера, дорогой мой, была в 1968 году. И, кстати говоря, я ее и танцевала... (смеется).
– Ой, простите... Я не знал. Вернее, меня тогда еще на свете не было, когда вы это танцевали. А вы скучаете по Большому театру? (Она тогда еще не работала в Большом).
– Да я туда близко не подхожу... Даже в фойе, такая там атмосфера... И вспоминать не хочу...