Секция IV

Культура и культуры в эпоху интернета
К.Э. Разлогов

Источник: альманах «Развитие и экономика», №1, сентябрь 2011, стр. 143

Кирилл Эмильевич Разлогов – доктор искусствоведения, директор Института культурологии РАН.

Ког­да мы рас­смат­ри­ва­ем сов­ре­мен­ную си­ту­а­цию в куль­ту­ре, ко­то­рая во мно­гом раз­ви­ва­ет­ся под воз­дей­стви­ем но­вых элект­рон­ных средств ком­му­ни­ка­ции, мы ви­дим, что на­ше предс­тав­ле­ние о куль­ту­ре пе­рес­та­ет со­от­ве­т­ство­вать этой но­вой си­ту­а­ции. Тра­ди­ци­он­ное предс­тав­ле­ние о куль­ту­ре предс­тав­ля­ет куль­ту­ру в фор­ме сво­е­об­раз­ной пи­ра­ми­ды, на вер­ши­не ко­то­рой на­хо­дят­ся в иде­а­ле Гос­подь Бог, да­лее свя­щен­ни­ки, пи­шу­щие свя­щен­ные текс­ты, да­лее груп­па уни­вер­си­те­тс­ких про­фес­со­ров, ко­то­рые ин­те­рп­ре­ти­ру­ют эти текс­ты и пе­ре­да­ют их сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям, и так да­лее до ос­но­ва­ния пи­ра­ми­ды, где на­хо­дит­ся на­и­ме­нее куль­тур­ная часть ау­ди­то­рии. За пре­де­ла­ми пи­ра­ми­ды на­хо­дит­ся на­и­боль­шая часть на­се­ле­ния Зем­ли, ко­то­рая с этой точ­ки зре­ния куль­тур­ной не яв­ля­ет­ся. Точ­кой отс­че­та для па­ра­диг­мы, где куль­ту­ра мо­жет су­ще­ст­во­вать толь­ко в един­ствен­ном чис­ле, яв­ля­ет­ся предс­тав­ле­ние о том, что уни­вер­саль­ной точ­кой отс­че­та яв­ля­ет­ся Гос­подь Бог, но в XVIII-XIX вв. под воз­дей­стви­ем идей Прос­ве­ще­ния та­кой точ­кой отс­че­та ста­ли на­ция и го­су­да­р­ство, на­ци­о­наль­ная куль­ту­ра. И вот сей­час очень мно­го го­во­рят об ос­но­ва­ни­ях рос­сийс­кой на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры, о том, что нуж­на на­ци­о­наль­ная идея, нуж­но ка­ким-то об­ра­зом объ­е­ди­нить тот ре­ги­он, ко­то­рый по­ка еще на­хо­дит­ся в сфе­ре по­ли­ти­чес­ко­го вли­я­ния го­ро­да Моск­вы. Еще од­на точ­ка отс­че­та для этой вер­ти­ка­ли куль­ту­ры – объ­е­ди­нить сос­ло­вие жре­цов с сос­ло­ви­ем уни­вер­си­те­тс­ких про­фес­со­ров. И в ре­зуль­та­те в XIX в. в Рос­сии по­яв­ля­ет­ся фор­му­ли­ров­ка «чи­та­ю­щая и пи­шу­щая пуб­ли­ка» – это, как пра­ви­ло, од­ни и те же лю­ди. Ес­ли мы вспом­ним, что в се­ре­ди­не XIX в. про­цент гра­мот­ных на зем­ном ша­ре был око­ло 5%, а из них мог­ли про­честь длин­ный ро­ман, на­вер­ное, все­го 1%, то вот этот 1% на­се­ле­ния на­хо­дил­ся у вер­ши­ны и у ос­но­ва­ния этой пи­ра­ми­ды, в том чис­ле сре­ди чи­та­ю­щей и пи­шу­щей пуб­ли­ки бы­ли те, кто счи­тал­ся ге­ни­ем, и те, кто счи­тал­ся зна­чи­тель­но ме­нее ве­со­мым в куль­ту­ре. Но про­дол­жа­ло су­ще­ст­во­вать то са­мое вер­ти­каль­ное предс­тав­ле­ние о куль­ту­ре, ког­да куль­ту­ра од­на, по­э­то­му она на­ша, а те, кто не раз­де­ля­ет на­ших цен­нос­тей, идей и убеж­де­ний, яв­ля­ют­ся людь­ми не­куль­тур­ны­ми, ту­зем­ца­ми, або­ри­ге­на­ми, ко­то­рых нуж­но под­ве­рг­нуть то на­силь­ствен­ной хрис­ти­а­ни­за­ции, то на­о­бо­рот на­силь­ствен­но­му об­ра­ще­нию в но­вую светс­кую ре­ли­гию.

Рассматривая современную ситуацию в культуре, которая во многом
развивается под воздействием новых электронных средств
коммуникации, мы видим, что наше представление о культуре
перестает соответствовать этой новой ситуации.

Сов­ре­мен­ная си­ту­а­ция в куль­ту­ре в этом пла­не ра­ди­каль­но от­ли­ча­ет­ся от это­го. На сме­ну вер­ти­каль­ным предс­тав­ле­ни­ям о куль­ту­ре в ре­аль­ной жиз­ни (я не го­во­рю о го­ло­вах уни­вер­си­те­тс­ких про­фес­со­ров) приш­ло предс­тав­ле­ние о куль­ту­ре как сфе­ре, сво­е­об­раз­ном ша­ре, ко­то­рый предс­тав­ля­ет­ся то пла­виль­ным кот­лом, то не­ким бур­ля­щим, бе­зум­ным мо­рем, и в этой сфе­ре гос­по­д­ству­ет но­вая точ­ка отс­че­та, ко­то­рая свя­за­на не с чи­та­ю­щей и пи­шу­щей пуб­ли­кой, а с ее ан­ти­по­дом – с не чи­та­ю­щей и не пи­шу­щей пуб­ли­кой, с пуб­ли­кой, ко­то­рая де­ла­ет те­ле­ви­зи­он­ные шоу и смот­рит те­ле­ви­де­ние. Эта пуб­ли­ка в ос­нов­ном вос­пи­та­на на но­вом ти­пе куль­ту­ры, в част­нос­ти куль­ту­ре элект­рон­ной, ибо те­ле­ви­де­ние есть од­на из глав­ных плат­форм элект­рон­ной куль­ту­ры по­ми­мо ин­тер­не­та, и она ру­ко­во­д­ству­ет­ся со­вер­шен­но ины­ми прин­ци­па­ми, не­же­ли куль­ту­ра клас­си­чес­кая. Я об этом уже го­во­рил не­од­нок­рат­но. Мы ни­че­го не пой­мем в элект­рон­ной куль­ту­ре, ес­ли не пой­мем, ка­ким об­ра­зом струк­ту­ри­ро­ва­но это но­вое куль­тур­ное прост­ра­н­ство.

{div width:282|float:left}{module walter-benjamin}{/div}Элект­ро­ни­ка здесь иг­ра­ет ре­ша­ю­щую роль. Элект­ро­ни­ка – это сов­ре­мен­ная фа­за то­го, что Валь­тер Бень­я­мин в свое вре­мя на­зы­вал тех­ни­чес­кой восп­ро­из­во­ди­мостью про­из­ве­де­ния ис­ку­с­ства, ко­то­рая ли­ша­ет их ау­ры не­пов­то­ри­мос­ти, в ре­зуль­та­те че­го они прев­ра­ща­ют­ся в пот­ре­би­тельс­кий то­вар. Элект­ро­ни­ка из­ме­ни­ла всю си­ту­а­цию с мо­мен­та изоб­ре­те­ния ки­не­ма­тог­ра­фа и фо­тог­ра­фии. Она так­же вли­я­ет ес­те­ст­вен­но на гло­баль­ное расп­ро­ст­ра­не­ние про­цес­сов твор­че­ст­ва. Се­год­ня с по­мощью са­мой прос­той элект­ро­ни­ки, ши­ро­ко расп­ро­ст­ра­нен­ной (хо­тя мы не бу­дем пре­у­ве­ли­чи­вать ее об­щее расп­ро­ст­ра­не­ние), лю­бой мо­жет при­об­щить­ся к твор­че­ст­ву. В то вре­мя как да­же в сфе­ре эк­ран­ной куль­ту­ры ра­нее пос­та­вить фильм, про­я­вить фильм на плен­ку и сде­лать так, что­бы этот фильм мож­но бы­ло по­ка­зы­вать, бы­ло уде­лом нем­но­гих, ко­то­рые об­ла­да­ли сред­ства­ми про­из­во­д­ства это­го ти­па про­из­ве­де­ний.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS