Леонид Светличный и «Щ-204»
Сергей Белкин
Я расскажу вам о своем дяде – Леониде Светличном. И о его подводной лодке.
На фото: Леонид и Ксения Светличные, 1939 г., Севастополь
Леонид Степанович Светличный (1913 - 1941) был мужем тети Ксении – младшей сестры моей матери. Ксения родилась в 1917 году в Мариуполе, где с конца XVII века проживали мои предки Христофоровы, переселенные в 1777 году из Крыма в ходе знаменитой «спецоперации» Екатерины Великой по «спасению христианского населения Крыма».
Ксения родилась в большой семье, до нее у Павла Константиновича и Любови Ивановны Христофоровых уже было шестеро детей: Василий, Елена, Леонид, Валентин, Виталий и Людмила – моя мать. О судьбе каждого из них я уже писал и напишу еще. А сейчас – о тете Ксении и ее муже. Перешагну в своем рассказе трагические годы Революции и Гражданской войны, в ходе которых семья осталась без отца – моего деда Павла Константиновича, умершего от тифа в 1920, и без старшего брата Василия, утопленного в колодце в 1918 или 1919. Пережив и войны, и голод, и эпидемии, и нищету, семья, все-таки, выжила. А когда старшая сестра Елена в 1928 году вышла замуж за красноармейца Жарова Николая Константиновича (дядя Коля), жить стало полегче. Дядя Коля взял на себя заботу обо всех. Подраставшие братья уезжали на учебу – в Харьков, в Днепропетровск, а дядя Коля переезжал согласно назначениям из одного города в другой: три-четыре года в Днепропетровске, года три – в Шепетовке. За ним следовали теща и сестры его жены. В 1936 году дядю Колю перевели в Севастополь.
В Севастополе Ксении исполнилось 20 лет и, надо отметить, что она была хороша собой, отличаясь к тому же веселым характером. Вполне закономерно, что самый красивый молодой офицер Леонид Светличный полюбил самую красивую девушку Ксению. Они поженились. В 1938 году у них родился сын Валерий. Началась спокойная, счастливая жизнь семьи морского офицера-подводника.
***
А тем временем в Ленинграде на заводе №192 была заложена, потом перевезена и перезаложена на заводе №200 в Николаеве, там же достроена и в декабре 1935 года спущена на воду подводная лодка проекта “V-бис-2” («Минога»). Лодка под номером «Щ-204» вступила в строй в составе Бригады подводных лодок Черноморского флота в 1936 году, а с 1939 – под командованием капитана-лейтенанта Ивана Михайловича Гриценко – вошла в состав Первой бригады подлодок ЧФ. Старший лейтенант Л.С.Светличный служил на этой лодке помощником капитана.
В начале войны лодка была в Севастополе. Севастополь подвергся яростной бомбардировке уже на рассвете 22 июня 1941 года. На третий день войны лодка вышла в первый боевой поход из Севастополя в район Синоп-Самсун для разведки турецкого побережья: не исключалась возможность вступления Турции в войну, более того: ожидался проход через черноморские проливы главных сил итальянского флота. Экипаж с задачей справился скрытно и 7 июля прибыл в Феодосию, а через две недели вернулся в Севастополь.
В свой второй боевой поход лодка вышла утром 22.7.1941 из Севастополя в район мыса Шаблер вблизи румыно-болгарского побережья. Утром 24.7.1941 прибыла на позицию, а 1.8.1941 по приказу командования перешла в район северо-восточнее Босфора, где на протяжении пяти дней производила разведку в районе мыса Зейтин-Бурну. 7 августа 1941 из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей и зенитного перископа начала возвращение в базу, куда и прибыла на второй день.
Лодка простояла на ремонте до 22 октября 1941 года. Напомню, что в конце сентября немцы захватили Перекоп, в Крыму уже шли сухопутные бои. К середине ноября весь Крым – кроме Севастополя – был оккупирован. Лодка Щ-204 6 ноября была перебазирована из Севастополя в Поти, а потом – в Туапсе.
В свой третий боевой поход лодка вышла 22 ноября из Туапсе в направлении мыса Эмине – это между Варной и Бургасом. Боевым распоряжением лодке предписывалось 25.11.1941 в 5.00 занять позицию, на которой находиться до 19.00 8.12.1941, в Туапсе прибыть в 12.00 11.12.1941. Однако, лодка на связь не вышла, на базу не вернулась. О судьбе лодки и 42 членов экипажа долгие годы ничего не было известно. Надо сказать, что гибели лодки тогда, не смотря на войну, не ожидали. Считалось, что ни немцы, ни румыны на потопление лодок в то время не претендовали. Экипаж считался пропавшим без
вести.
***
В июне 1941 года дядя Коля – Николай Феоктистович Жаров, преподаватель зенитно-артиллерийской академии в Севастополе, – проводил занятия в летних военных лагерях в Каче, близ Севастополя. С ним там находилась вся его «большая семья»: теща, жена, две дочери, а также сестры жены – Людмила и Ксения с сыном Валерием. Когда началась война, дядю Колю срочно вызвали в Москву, где ему пришлось оставаться в распоряжении Генштаба вплоть до 1944 года. А всем остальным пришлось эвакуироваться в разные города России. Тетя Ксения – как жена моряка-подводника – была эвакуирована в Поти, где и встретила известие о невозвращении лодки Щ-204 с боевого задания.
О судьбе лодки и экипажа долгие годы не было известно ничего. Тетя Ксения вышла замуж – и снова за моряка: капитана второго ранга Попова Михаила Степановича, у них родилось двое детей, сын и дочь, мои двоюродные сестра и брат. Валеру – сына Леонида Светличного – дядя Миша усыновил. Валерий Попов тоже стал моряком, капитаном. О судьбе Леонида и о нем самом вспоминали часто, бережно хранили его фотографии, но никаких известий никто из них так и не получил. Хотя, как выяснилось совсем недавно, ныне покойные тетя Ксения и Валерий могли бы еще при жизни узнать о судьбе и лодки и своего отца и мужа.
***
Болгарские рыбаки порой теряли свои сети, цеплявшиеся время от времени за что-то на дне вблизи мыса Святой Атанас, недалеко от селения Бяла. Когда в июне 1983 года за что-то намертво зацепились сети сейнера «Алка», решили позвать на помощь экспедиционное судно «Созопол», а затем, когда стало ясно, что сети цепляются за орудия лежащей на грунте подводной лодки, пригласили и советское спасательное судно «СС-21». Было произведено 158 спусков в воду, судно было обследовано. Вот описание найденного.
«Корпус лодки находился на глубине 32 метра на ровном киле по курсу 90º с небольшим дифферентом на нос, погруженный в ил на 3,5 – 4,5 метра. В корпусе имелись обширные пробоины в районе второго отсека – длиной 4 метра, пятого отсека – длиной 2 метра, в районе седьмого отсека – длиной 5 метров. Отсутствовало кормовое орудие и 2 метра ограждения прочной рубки. Корпус и надстройка имели многочисленные осколочные и пулевые пробоины. Командирский перископ выдвинут на 1 метр, развернут на 15º и загнут назад. Носовое орудие с закрытой пробкой развернуто почти на 90` на правый борт. Волнорезные щиты торпедных аппаратов закрыты. Крышка шахты забора воздуха дизелями приоткрыта, верхний и нижний кормовой люк седьмого отсека открыт, рубочный люк закрыт. На борт "СС-21" были подняты: носовое орудие, у которого продолжало исправно действовать кинематика наводки, правый гребной винт, кран-балка, фрагмент латунного леера ограждения рубки, тифон, часть рубочного оборудования. Также было обнаружено большое количество документов (сигнально-наблюдательный журнал и др.), по которым было установлено, что это именно Щ-204. Часы в отсеке показывали 20.45. Последняя запись в навигационном журнале датирована 6.12.1941.»