Немецкий философ, российский гражданин
Илья Стулов
22 апреля все мыслящее человечество отмечает 290-летие Иммануила Канта. Большинство считает его немецким философом, некоторые — гражданином мира. Однако мало кто помнит, что большую часть жизни знаменитый кенигсбергский затворник был российским подданным.
— Знаете, чем схожи Гегель и Кант? И того, и другого мало кто читал, — утверждает директор ГУП «Кафедральный собор» Игорь Одинцов. — А знаете, чем они отличаются? Благодаря марксистско-ленинской теории, люди, воспитанные в СССР, знают все ошибки теории Гегеля, но не видят ни одной в трудах Канта. Хотя ошибки в его работах, безусловно, есть. Например, в одной из монографий он утверждал, что осетр — донная рыба, питающаяся камнями. В другой — что под Оренбургом живут карликовые люди с небольшими хвостиками.
Однако все эти забавные нелепости либо забыты, либо списаны на простительную для мыслителя чудаковатость. О великом кенигсбержце Одинцов говорит с нескрываемым пиететом.
— Кант — гений, прописавший все нормы человеческой морали, — считает историк.
Биографы же философа констатируют: Кант был не только образцом нравственности, но и пунктуальности. По его ежедневной прогулке кенигсбержцы сверяли часы.
В судьбе выходца из бедной семьи случались времена, когда на хлеб приходилось зарабатывать игрой в карты и на бильярде, в чем Кант не видел ничего дурного. Однако, от перспективных брачных союзов отказывался. Существует довольно характерный пример. В 1847 году в поисках заработка молодой Кант, подвизавшийся на ниве репетиторства, подался в деревеньку Юдшен. Местный пастор увидел в юном педагоге большие перспективы и начал сватать за него свою дочь. Настолько активно, что Кант вынужден был бросить преподавание и вернуться в Кёнигсберг.
Когда же в зрелом возрасте философ получил признание и достиг соответствующего состояния, то не решился неволить браком с собой, стариком, местных прелестниц, хотя от желающих не было отбоя. Однако женской красотой кенигсбергский затворник всегда восхищался. Будучи уже в пожилом возрасте, во время званных ужинов, ослепший на левый глаз Кант всегда настоятельно просил посадить самую красивую даму вечера по правую от себя сторону.
— Интересно отношение Канта к религии, — продолжает Игорь Одинцов. — Его никто не мог упрекнуть в атеизме. Однако будучи верующим, Кант оставался адептом науки. Он так и заявлял своим студентам, не боясь попасть в опалу: «В области разума никаких доказательств Его существования не было и быть не может».
А вот еще один парадокс из жизни самого известного в мире кенигсбержца.
— Почему-то мало кто отмечает, что Кант жил и умер Российским гражданином, — говорит Игорь Одинцов. — Во время Семилетней войны Восточная Пруссия добровольно вошла в состав Империи. Тогда же каждый житель Кёнигсберга принес присягу на верность государыне Елизавете Петровне. Когда же политическая ситуация изменилась, и провинция вышла из состава России, Кант отказался от новой присяги, заявив, что клятвы и обеты даются только раз. И это тоже было проявлением его кантовской морали.
Он так и умер подданным Российской империи, которого в последний путь в течение нескольких дней провожал весь Кёнигсберг.
Домик пастора Даниэля
В юбилейном для философа году калининградские власти предприняли попытку спасти один из немногих объектов, непосредственно связанных с именем Иммануила Канта. Речь идет о домике пастора Даниэля Эрнста Андерша, того самого, который хотел выдать свою дочь за подающего надежды репетитора.
— Всем известно, что философ был домоседом, никогда не выезжал за пределы Восточной Пруссии, за что еще при жизни его называли кенигсбергским затворником, — рассказал «Культуре» губернатор Калининградской области Николай Цуканов. — Сегодня в области, а значит и в мире, не так много мест, связанных с Кантом. Здание в поселке Веселовка (прежние названия Юдшен, а позже Кантхаузен) — как раз одно из таких мест. От прежнего строения остались только цоколь и фундамент, тем не менее, мы уверены, что этот домик необходимо сохранить для потомства.
Чтобы получить в собственность разваливающееся частное здание, областным властям пришлось включить административный ресурс. Теперь же, когда тонкий юридический вопрос оказался решенным, региональные власти планируют в самое ближайшее время превратить Веселовку в настоящую мекку для поклонников Канта и любителей философии. Завершившаяся в конце марта государственная экспертиза в очередной раз подтвердила: дом в Веселовке напрямую связан с именем гения.
— Реставрацией здания займутся специалисты, — пояснил «Культуре» известный кантовед Вадим Чалый. — Его разберут по кирпичикам, их пронумеруют, потом все восстановят. Вокруг будет создан необходимый антураж — дом творчества с жилыми комнатами и читальным залом, летняя столовая для студентов.
В самом же домике пастора решено сделать музей Канта, здесь же будет и конференц-зал, где планируется проводить философские чтения.
Станет ли Веселовка, благодаря этому проекту, еще одним туристическим центром региона, покажет время. Однако следует заметить, что в целом потомки благодарностью Канта не баловали. Уже через полгода после смерти философа дом, где он жил, был снесен, а на его месте построен… шляпный салон. Так что сегодня только два места в регионе связаны с самым известным уроженцем Кёнигсберга— здание в Веселовке и собственно могила Канта.
Источник: